Химкинский городской суд отменил свое предыдущее распоряжение о вступлении в силу приговора по делу адвоката Тимура Идалова, что означает его повторный арест, об этом сообщает «За права человека». Это произошло после подачи апелляционной жалобы адвокатом Идалова. Несмотря на то, что его подзащитный был освобожден из-под стражи, мера пресечения в виде содержания под стражей остается в силе до вступления приговора в законную силу.
Сам Тимур Идалов утверждает, что, согласно статье 311 УПК РФ, он должен был быть освобожден немедленно в зале суда в день вынесения приговора, однако этого не произошло. Судья Федорченко посчитала его реплику о комиссаре Каттани отягчающим обстоятельством и оставила адвоката под стражей. Идалов также заявляет, что сроки давности по его делу истекли 17 января, в то время как полное отбытие наказания приходится на 4 февраля, а защита утверждает, что по мерам пресечения срок отбытия приходится на 22 января.
Идалов планирует подать иск о бездействии президента Федеральной палаты адвокатов (ФПА) и председателя Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов ФПА, считая, что они не защитили его профессиональные права. Он также выражает недоумение по поводу бездействия прокуратуры, когда решение судьи имеет большую юридическую силу, чем федеральный закон. По мнению Идалова, уголовное дело было сфабриковано с целью лишения его адвокатского статуса, так как он был «неудобен».
Напомним, что уголовное дело против адвоката было возбуждено после его эмоциональной речи в суде, где он упомянул комиссара Каттани, что прокурор Тарасова расценила как угрозу. В октябре 2024 года Идалов был взят под стражу, а 28 ноября Химкинский суд приговорил его к принудительным работам и запретил заниматься адвокатской деятельностью три года. Накануне нового года Идалов вышел из СИЗО, поскольку суд не получил апелляционную жалобу.
«Есть федеральный закон, вы не можете меня принимать в СИЗО. Но они меня примут. Если будет указано расстрелять, исполнят и это решение. Это исполнительная власть. Это напоминает 37-й год. Эта система не меняется. Она не хочет меняться. Там люди есть, безусловно. В этой системе люди есть, даже сотрудники. Спецотдел Уголовно-исполнительной инспекции вчера просил избрать в отношении меня другую, более мягкую меру пресечения, такую как подписка о невыезде. Начальнику отдела ответили, что ничего не будут менять. Сейчас они ждут оригинал отзыва распоряжения о вступлении в силу. Они понимают незаконность действий суда, но они его исполняют», – заявил адвокат «ЗПЧ».
Редакция «Слова защите» связалась с Тимуром Идаловым, он благодарит журналистов и коллег за освещение его дела: «Мы победим! Всё будет хорошо!». Он также подтвердил, что распоряжение суда о вступлении приговора в силу отменено судом и существует риск его повторного заключения под стражу.
Доктор юридических наук, адвокат Андрей Рагулин, также прокомментировал «Слову защите» дело коллеги:
«То, что адвокату Идалову предъявлено надуманное, абсурдное и не соответствующее обстоятельствам дела обвинение и он признан в нем виновным, комментировать, думаю, даже нет смысла. Это и так очевидно всем, кроме разве что следователя, государственного обвинителя и вынесшего приговор судьи... Что касается меры пресечения, то в статье 311 УПК РФ прямо указано, что подсудимый, находящийся под стражей, подлежит немедленному освобождению в зале суда в случаях вынесения в том числе обвинительного приговора с назначением наказания, не связанного с лишением свободы.
Противоречащее закону решение суда, как мне представляется, вряд ли связано с непрофессионализмом судьи. По всей видимости, мы имеем дело с выполнением судьей некоего заказа в отношении адвоката, поступившего со стороны прокуратуры, иных правоохранительных органов или спецслужб. Исполнение этого заказа активно поддерживается Адвокатской палатой Московской области, направившей к преследуемому адвокату ангажированного «адвоката-назначенца», которую потом палата защитила от обоснованных жалоб адвоката Идалова абсолютно необоснованным решением об отказе в возбуждении дисциплинарного производства.
Бездействие ФПА в защите адвоката, которое мы наблюдаем в этом очередном деле преследуемого адвоката, наглядно показывает не только неспособность, но и нежелание этой организации осуществлять исполнение возложенных на нее международными стандартами и федеральным законом обязанностей, на что уже было обращено внимание в обращении «Инициативы 2018» в ООН, международные ассоциации адвокатов и правозащитные организации от 18 декабря 2023 года».