Законопроект ФПА: а действительно ли он защитит адвокатов?

Федеральная палата адвокатов объявила, что планирует предложить Государственной думе принять новый законопроект, который вводит уголовную ответственность за создание препятствий адвокатам в оказании юридической помощи. Предлагается дополнить Уголовный кодекс статьей 149.1 «Нарушение права на получение квалифицированной юридической помощи». У независимых экспертов, таких как Андрей Рагулин и Виталий Буркин, предложения вызвали определенные сомнения и критические замечания в адрес ФПА. 

Что именно предлагает ФПА?

  • Недопуск адвоката. ФПА предлагает наказывать за недопуск адвоката, а также за создание ограничений или условий, не предусмотренных законом, для допуска адвоката к задержанному или для участия в следственных или иных процессуальных действиях со своим доверителем. Санкции могут составлять от 80 тысяч рублей до 4 лет лишения свободы.
  • Нарушение адвокатской тайны. Незаконное собирание или распространение сведений, составляющих адвокатскую тайну, с целью нарушения права на получение квалифицированной юридической помощи предлагается наказывать штрафом до 1 миллиона рублей или лишением свободы на срок до 4 лет.
  • Вмешательство в работу адвоката. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, или препятствование этой деятельности предложено наказывать штрафом до 80 тысяч рублей, а также возможными альтернативными наказаниями, включая обязательные работы до 480 часов или арест на срок до 6 месяцев. Если преступления совершаются группой лиц по предварительному сговору, с использованием служебного положения, с повреждением или уничтожением имущества адвоката или его близких, а также с применением насилия или угрозой его применения, штрафы могут увеличиваться до 100 тысяч рублей, а срок лишения свободы — до 6 лет.

Однако у законопроекта есть недостатки. Адвокат, доктор юридических наук и руководитель Центра исследования проблем организации и деятельности адвокатуры Евразийского научно-исследовательского института проблем права Андрей Рагулин проанализировав законопроект по публикации в «Адвокатской газете» (полный текст законопроекта ФПА не публиковала) отметил следующие его основные недостатки:

  • Ограниченный круг лиц, которых защищает закон. Законопроект защищает только адвокатов. Однако многие другие специалисты, такие как юристы компаний, сотрудники госучреждений, работники организаций, оказывающих юридические услуги, индивидуальные предприниматели, нотариусы и патентные поверенные, не защищены предлагаемым законопроектом, хотя должны быть защищены из наименования предложенной ФПА статьи.
  • Юридические лица остаются без защиты. Предлагаемая норма призвана охранять только права человека и гражданина на квалифицированную юридическую помощь. Поэтому  законопроект не защищает адвокатов, представляющих интересы юридических лиц. Однако именно в отношении них наиболее часто предпринимаются попытки вмешательства из-за значительной финансовой составляющей споров.
  • Ограниченное применение закона. Формулировки законопроекта не включают случаи недопуска адвоката к доверителю, задержанному для участия в других действиях, помимо следственных и процессуальных, например, в оперативно-розыскных мероприятиях или в процессе применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
  • Недостаточная защита адвокатской тайны. Если кто-то собирает или распространяет информацию, составляющую адвокатскую тайну, но не с целью воспрепятствовать получению гражданином квалифицированной юридической помощи, это не будет считаться нарушением. Однако такие действия наносят серьёзный вред, подрывая доверие к адвокатам, ухудшая качество юридической помощи и создавая угрозу для правовой системы в целом.
  • Непонятные формулировки. Термины «вмешательство» и «препятствование» не раскрыты в законопроекте. Это может привести к разночтениям и затруднит его применение. Например, каждый представитель правоохранительных органов может по-разному оценивать, что считается вмешательством в работу адвоката.

Эксперт считает, что законопроект нуждается в переработке. Если его примут в нынешнем виде, он окажется неэффективным и не поможет решить поставленные задачи. Предлагаемый законопроект, по его мнению, на деле является очередным звеном в продолжающейся уже длительное время антиадвокатской политике ФПА.

Юрист Виталий Буркин также отмечает, что в проекте отсутствует «внятное описание того, что будет подразумеваться под воспрепятствованием законной деятельности». Это означает, что «статья будет отсылать к специальным законам, в которых нигде не регламентировано, что адвокат имеет право пройти беспрепятственно в следственный орган или отдел полиции. Поэтому норма будет просто мертвой».

Поскольку ФПА не является субъектом законодательной инициативы, законопроект, как предположил Рагулин в беседе с «СЗ», может быть внесен депутатами Государственной Думы — возможно, Сарданой Авксентьевой, Анастасией Удальцовой или Юрием Синельщиковым, которые в последнее время принимают участие в мероприятиях, проводимых под эгидой ФПА.

Очевидно, что если законопроект будет внесен от вышеназванных депутатов, то принят он конечно же не будет, как известно, залогом успеха принятия законопроектов является его внесение из числа депутатов единороссов и желательно от «единороссов-тяжеловесов».