Жизнь и приключения Марата Никандрова, иноагента собственной волей

Марат Никандров – единственный иноагент, включенный в список Минюста по собственному доносу. Он живет в Щелково, высказывается против войны в Украине и за легализацию наркотиков, при этом поддерживает «Русскую общину», которая написала на него донос‎, а многие свои действия объясняет «приколом»‎. Этим летом он пытался покинуть страну из-за уголовного дела о краже наушников, оказался в пыточном подвале в Беларуси и отсидел два месяца в СИЗО.

Марат Никандров
Фото: Слово Защите
Марат Никандров
Фото: Слово Защите

По словам Марата, желающих вступить в ряды иноагентов не так уж и мало: к нему регулярно обращаются люди, стремящиеся получить такой статус. Мы пообщались с молодым человеком, чтобы узнать, жалеет ли он о своем иноагентстве, и понять что движет людьми, которые сами обрекают себя на проблемы с государством

Зарегистрировать свои убеждения

В первых комментариях СМИ Марат Никандров говорил, что идея вступления в иноагенты пришла к нему внезапно, и он подался в Минюст всего за полторы недели до включения в список. Теперь же молодой человек рассказывает, что на самом деле добивался признания иноагентом семь месяцев подряд. Целых семь раз он подавал заявление в Минюст, и семь раз получал отказ. То подпись не поставил, то одну страницу прикрепить забыл, то с запятой ошибся. Министерство даже присылало ему инструкцию за подписью руководителя департамента по защите национальных интересов от внешнего влияния Ольги Киселевой, как правильно подать заявление, чтобы точно признали. И вот на восьмой раз Марат добился своего.

«Я с бабушкой ужинал, телевизор что-то играл. У меня была подписка на ТАСС для СМИ, для журналистов, и я там просто увидел новость: на основании заявления лица, намеревающегося действовать в качестве иностранного агента, включен Никандров М.И. Захожу в этот реестр, тогда еще был PDF-файл, нахожу себя там 713-м в списке, рядом Яна Троянова. Я такой: все, это я. Бабушка удивилась, но не поняла вообще, к чему это приведет»‎. 

Марат Никандров
Фото: Слово Защите  
Марат Никандров
Фото: Слово Защите  

Марат признается, что последствия иноагентства не понимала не только его бабушка, но и он сам. Ограничений для иноагентов в 2023 году было ощутимо меньше, чем в 2025. 

Вскоре после признания молодому человеку стали писать в ВК либеральные СМИ, а среди позвонивших был Лев Шлосберг. Об этом Марат говорит с особой гордостью и трепетом, потому что он сам родился в Пскове и, несмотря на то, что семья вскоре переехала в Архангельскую, а после в Московскую область, уважение к фигуре политика осталась у всей семьи.

«Он мне тогда позвонил впервые, говорит: «Не давай комментарий «Дождю»‎, они нежелательная организация, не надо, больше проблем будет»‎. Я такой ему: «Да-да-да, все хорошо»‎. И дал комментарий. Не послушался его, драйв был, хотелось поиграться. Дурак просто малолетний, что там еще сказать. После этого комментария выхожу я из дома в магазин за водичкой. И сотрудники полиции у каждого подъезда сидят в форме. И стоит еще машина тонированная без номеров, такой минивэн, фольксваген. За мной начал идти один из этих сотрудников до магазина. Я в этот момент на нервах. Думаю: ну, блин, сейчас повяжут. Но потом, я не знаю, может быть, они посмотрели, что я там как дурак реально выступил. Ничего оппозиционного не говорил, никого не призывал ни сжигать, ни убивать. Видимо, они просто взяли и уехали потом. Не жизнь, а полный цирк, сериал»‎.

Ощущение «цирка», «прикола»‎‎ занимает в жизни Марата отдельное место. Он со смехом рассказывает мне, как однажды от скуки намеренно нарушил правила дорожного движения прямо перед патрульной машиной.

«Мы ехали с подругой на каршеринге. Едем, едем, и что-то как-то скучно. Ну, я беру просто через двойную сплошную обгоняю ППСников. Я понимал, что за это ответственности не будет, у них нету камер никаких, они не могут остановить. Обогнал две машины сразу, завернул, а они за мной, включают мигалки. Я такой: ну, новый прикол! В итоге они забрали у меня паспорт, я звоню на горячую линию, которая у них на машине написана, начинается скандал. Говорю: меня незаконно задержали, бла-бла-бла, – как мне адвокат говорил. Уже спустя время они вызвали ДПС. Те приехали и такие: Марат, ну что происходит? Потом говорят: приезжай к нам в управление, мы все решим. Хотели, чтобы я им платил, видимо, налом, и чтобы не было административки. То есть, они не за обгон, а за наезд, потому что там не было доказательств никаких. Несмотря на эти рапорты, которые там эти написали, ППСники, ДПС просто написал, что наезд»‎. 

В первых комментариях и интервью СМИ по поводу иноагентства Марат ссылался на тот самый «прикол»‎, но, как оказалось, это было маской, чтобы минимизировать риски.

«Хотел зарегистрировать тем самым свои убеждения. Когда включили в этот список, я всем сказал, что все по приколу было. Чтобы ко мне отношение было более легкомысленное, что я такой дурачок типа. Это специально было сделано не то что даже для безопасности, а просто чтобы не было лишних проблем. Но, тем не менее, они все равно были. Там постоянные административки за нарушение закона об иноагентах. Я надеялся на то, что через годик, через два годика это все закончится. Но не закончилось и не закончится уже никак. Приколов тут не осталось вообще, в принципе. И теперь, к сожалению, я в этом списке, сколько бы я ни подавал эти заявления об исключении, Минюст постоянно присылает отмазки, что вы выполняете эту иноагентскую деятельность, получаете выплаты из-за рубежа»‎.

Марат Никандров
Фото: Слово Защите    
Марат Никандров
Фото: Слово Защите    

Переводы Марат действительно получает, только это деньги от его семьи: часть родственников Марата живет в Германии, часть в Узбекистане. Также деньги приходят от друзей из США.

Несмотря на то, что до сих пор Марат единственный иноагент по своей воле, есть и другие желающие получить статус.

«Мне писали люди, они подавали эти заявления из-за границы. Они хотели политическое убежище в Европе получить. Одни из-за границы пытались подать. И кто в России был, даже такие были умельцы. Другие в ВК мне писали, что им не одобряли, им всем отказывали в грубой форме. Просто нет оснований – и все. Типа вы можете не подавать следующее заявление»‎. 

До признания иноагентом Марат работал над ютуб-каналом 

stupidmadworld (что впоследствии и участники канала и сам Марат отрицали, но остался веб-архив) и представителем услуг в «Тинькофф». Но после комментария на «Дожде»‎ Марата уволили из банка.

«Они пишут: вы уволены. Расторгли договор на основании какого-то неправомерного использования личного кабинета сотрудника. Сказали вернуть им карту «Тройка» безлимитную, которую я не вернул, и телефон рабочий, который они выдавали. Его я вернул, а мои друзья в знак протеста тоже уволились спустя неделю и оставили у себя эти телефоны и карты. С тех пор меня Тинькофф заблокировал как клиента. Но мне повезло, потому что у меня была там кредитка на 210 тысяч. Они сказали, ваш долг прощен, все, вы нам больше не нужны как клиенты, поэтому мы вас просто посылаем на три буквы. Ну, ничего, Они закрыли кредитку, удалили из личного кабинета и из кредитной истории»‎.

После нескольких комментариев интерес к Марату у публики пропал, и молодой человек остался один на один с иноагентскими штрафами и проблемами.

«После признания берут всякие интервью, комментарии, а потом, как Варламов говорил: когда признают иноагентом, о тебе все начинают говорить, а потом ты сам с этими проблемами, остаешься наедине с собой. Ну, так и получилось, в принципе. Я к этому нормально отношусь. Потому что я все-таки, как и, в принципе, все остальные, сам выбрал этот путь. Поначалу я штрафы оплачивал. Потом они как из рога изобилия полились, и я подумал, что ну это все к чертям. Они просто копятся, но их никто не взыскивает. Суды ничего не делают с ними, то есть они выносят штраф, а потом проходит время, они куда-то просто исчезают – и все»‎. 

В подвал за наушники

В июле этого года имя Марата снова замелькало в новостях, но с неожиданного ракурса. Молодого человека судили за кражу наушников в гипермаркете «Глобус». По словам Марата, инициатором преступления был его школьный друг, но всю вину иноагент взял на себя, потому что ему терять уже нечего, а у друга репутация перед государством чистая. Кража наушников обернулась для Марата попыткой бегства из страны, избиениями в подвале аэропорта Минска, запретом на въезд в Беларусь и двумя месяцами в СИЗО.

Марат Никандров
Фото: Слово Защите     
Марат Никандров
Фото: Слово Защите     

«Я боялся, что мы не могли примириться с магазином из-за меня. «Глобус» не пошел на примирение, когда ознакомился с материалами дела. Наотрез отказался примиряться со мной. А у нас же группа лиц, поэтому с нами обоими. Я думал, что если я свалю, то друг сможет примириться без меня. Потом появился Сергей Бойко. Мы с ним познакомились после признания меня иноагентом. Он мне говорит: «Мы проверили по базам,твоя подписка о невыезде – филькина грамота. В базе этой уголовки нет, можешь нормально ехать»‎. Бойко взял деньги в каком-то фонде правозащитном, купил билеты из Минска в Стамбул, из Стамбула в Черногорию. Я должен был через Минск транзитом поехать. Но что-то пошло не так. 

Я вытаскиваю батарею из телефона, чтобы меня не выследили, как Джеймс Бонд. Доезжаю до Белорусского вокзала, покупаю билет наличкой, сажусь в БЖД, доезжаю до Минска, приезжаю в аэропорт, а у меня рейс через несколько часов. В аэропорту подхожу к прохожим, говорю: «Можете, пожалуйста, помочь? Я маме хочу написать, что приземлился»‎. А на самом деле Сергею хотел написать, что все нормально. Одна девушка, которую я попросил, решила, что это подозрительно, пошла и доложила обо мне. Ко мне подходит милиционер и говорит: «Можете, пожалуйста, показать ваши документы?»‎ Я показываю водительские права, он звонит, сообщает мои данные. И потом говорит: «Может, вы уйдете из аэропорта? Ну, это я вам так советую. У вас еще до рейса далеко. Вы можете выйти прогуляться, может быть, поехать в город»‎. Это он мне намекал, он мне на самом деле так хотел помочь, этот милиционер. А я не понимал, говорю: «Да ладно, я тут посижу, чего мне стоит-то?»‎ 

Проходит полтора часа, ко мне подходят сотрудники белорусские без опознавательных знаков, надевают наручники и говорят: «У нас по закону 72 часа есть в Беларуси. Мы вас задерживаем»‎. Отводят в специальную комнатку в подвал, и начинается полный трэш. Начинают бить, подносить нож к уху, зажигалку, электрошокер. Они такие: ты признан иностранным агентом в России, причастен к какой-то деятельности против государства российского. После выяснения личности меня отвезли то ли в КГБ, то ли в МВД, я так и не понял. Они меня спрашивают: «А че дело у тебя по краже, а че мы этим занимаемся?»‎ А я-то откуда знаю? В итоге меня увозят в районное ОВД, мы на тот момент уже как-то друг друга поняли с этими сотрудниками, они перестали мне угрожать и перестали меня бить. Они говорят: посмотри, как люди живут, ты здесь последний раз находишься. С этими словами мы доехали до УВД, в кабинете за 4 минуты мне запрет на въезд на 10 лет дают. Без адвоката, без суда, без всего. И просто увозят уже до Смоленска, до границы. Там сменили машину, мне надели мешок из-под картошки на голову, и мы едем уже до Щелково. И все, на два месяца в СИЗО, до окончания следствия. 

Марат Никандров
Фото: Слово Защите       
Марат Никандров
Фото: Слово Защите       

Мне потом объяснили, что меня по походке вычислили и по стилю одежды. Они меня в поезде уже видели. Это в Беларуси китайская система наблюдения стоит, они показали, как она работает. То есть это даже не с той девушкой в аэропорту связано оказалось. Я просто в тот день, когда уже был в Минске, должен был ехать на психосвидетельствование к следователю. Следовательница, не увидев меня, быстренько подала запросы в Казахстан, в Беларусь, во все страны СНГ»‎.

После произошедшего Марату наняли известного адвоката Леонида Соловьева. В результате суда по этому делу Марату был назначен штраф в 30, а его другу в 40 тысяч рублей. Находясь в СИЗО, Марат успел попробовать заключить контракт с Минобороны:

«Сейчас и контракт подписать на СВО иноагенту нельзя. С одной стороны, это защищает, а с другой стороны, накладывает ограничения. Если в тюрьме окажется иноагент, захочет сбежать через контракт, он не сможет этого сделать. Я пытался, пока находился в СИЗО, просто ради интереса. Я попросил, а мне отказали»‎.  

О плюсах иноагентства

Марат старается использовать свой статус во благо. По его признанию, иноагентство порой позволяет решать какие-то вопросы оперативнее за счет привлечения внимания к ситуации.

«Я каждый день подаю в разные ведомства запросы, собираю ответы. Несколько раз были такие случаи, когда друзья просили помочь. Например, у подруги в Липецке живут родители. У них на первом этаже живет наркоманка с маленьким ребенком. Она постоянно с кем-то бухает. Мне говорят, что, сколько ни боролись с органами опеки, они не дают ребенка отцу. У нас так закон работает в этом плане. Я сажусь за компьютер, пишу запрос, и в органы опеки тоже. МВД возбуждает уголовное дело, и ребенка отдают отцу. Ответ от органов опеки пришел за сутки, а до этого боролись долго, им месяц-два не отвечали, переносили сроки.

Там же не проверяется подноготная, кто я такой. Плашка есть, в реестре есть, а кто там за мной стоит, не стоит, там же это не проверяют, понятное дело. Из-за того, что статус такой уникальный и мало людей в нем, из-за этого отношение другое»‎.  

Русская община и наркотики

Год назад Марат написал у себя в канале пост с таким заголовком: «Я выступаю за полную легализацию наркотиков и оружия в РФ…», а дальше процитировал треки исполнителей ATL, 10AGE строками: «Затянулся — отлегло»‎, «Вместо полдника пару водников» и «Ты круче, чем экстази»‎. На пост обратили внимание представители щелковской «Русской общины»‎ и написали донос.

Марат Никандров
Фото: Слово Защите  
Марат Никандров
Фото: Слово Защите  

«Мой друг, который состоит в «Русской общине», сказал, что мне нужно куда-нибудь свалить на несколько неделек, чтобы я не появлялся на районе, где живу. Потому что главе «Русской общины» по нашему району не понравились мои высказывания, что я тут пропагандирую развратный образ жизни и склоняю молодежь ко всякой хрени. Я сказал «ну ладно»‎ и просто решил свалить в дурку из-за этого. Спустя одну неделю мне уже полноценно открыли дело и были обыски. На обысках мне говорят сотрудники: «Вот ты вот за все хорошее против всего плохого выступаешь. Ну, ты понимаешь, что у нас не будет так работать? Если у нас выдать людям оружие и наркотики, что у нас будет? У нас не Америка, у нас люди не свободные изнутри»‎.

У самого Марата на этот счет нет однозначного мнения.

«На мой взгляд, если это будет Москва, например, то к этому нормально отнесутся. Но не будем же мы ставить забор вокруг Москвы. В регионах по-разному это может быть, особенно типа Чечни, Краснодарского края или Чувашии. Там, мне кажется, начнется полная анархия, если это произойдет. Так что я за, но для этого нужно, чтобы в целом система поменялась, отношение людей к происходящему. Если дать свободу людям, они эту свободу смогут использовать для адекватных вещей. Они не будут ей пользоваться для чего-то плохого. Но у нас не свободная страна. Не осталось уже ни одной сферы жизни, в которую бы государство не лезло»‎. 

Суды по делу о пропаганде наркотиков шли несколько месяцев, в итоге Марату назначили штраф в 5 тысяч рублей. На заседания приходили журналисты независимых СМИ и друзья Марата. Последние придерживаются самых разных взглядов: так, на одном из заседаний в знак поддержки иноагента присутствовал член партии «Единая Россия»‎. Марат с гордостью говорит, что старается сохранять хорошие отношения с самыми разными людьми.

В августе этого года в Щелково произошла драка между участниками футбольных клубов‎. В потасовке был сильно избит, а вскоре умер в больнице участник «Русской общины»‎. По мотивам этого происшествия в канале Марата появились соболезнования родным и близким погибшего, а после – копия обращения Марата в Администрацию Президента с требованием ужесточить миграционную политику. Мы задались вопросом, не испытывает ли Марат когнитивного диссонанса при взаимодействии с «Русской общиной»‎, тем более что он сам совсем недавно пострадал от их деятельности. 

«За ними стоят очень серьезные люди, – говорит Никандров, – мы это все знаем, прекрасно, поэтому они могут проводить рейды против мигрантов, и им за это ничего обычно не бывает. Наоборот, поощряется властями. Но, как мы знаем, чтобы победить врага, нужно с ним подружиться. Насчет участников драки, это были азербайджанцы, азеры (по другой информации двое были гражданами РФ, ещё двое гражданами Таджикистана – ред.). Они прыгали на нем. Я смотрел репортажи «Россия-1», они показали записи видеонаблюдения. Это было отвратительно. Мы были на мемориале с подругами и даже поплакали, потому что это очень серьезная потеря для нас, для всех. Погибший для нас теперь герой, и мы теперь более настроены против мигрантов. На самом деле, вот мое окружение, «Русская община»,‎ действительно провластная. Я не сталкиваюсь с диссонансом, потому что мы все люди, и если мы объединяемся вокруг чего бы то ни было, мы должны это делать сообща и вместе. На мой взгляд, это нормально. Можно это делать, я не считаю, что это какой-то зашквар»‎.

Марат Никандров
Фото: Слово Защите    
Марат Никандров
Фото: Слово Защите    

На вопрос, не смущает ли самих участников «Общины» присутствие в их окружении иноагента, Марат пересылает мне голосовое участника «Русской общины»‎:

«Фактически ты не являешься иноагентом, потому что сейчас нынешняя твоя деятельность никак не связана с иноагентами, не несет никакие новости, ничего. Да, «Община» поддерживает власть, соответственно, поддерживает президента. Мы считаем, что мы его опора. И мы в любой ситуации всегда поддержим его»‎. 

У Минюста, однако, другое мнение, и Марат продолжает получать подтверждение этого от государства. В отношении его признанного иноагентом ООО возбуждено сразу 2 дела по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания). 17-го сентября Марат сможет ознакомиться с материалами дела в суде. Судя по информации на госуслугах, иноагенту выдвинут штраф более чем в 5 миллионов рублей. Но, как бы ни было дальше, Марат не отчаивается и уезжать из страны не намерен.

«Что я там буду делать, даже если я продолжу заниматься своей деятельностью? Если я буду вести свой телеграм-канал, какие-то интервью давать, высказываться о политике, это будет выглядеть как пустой звук. Как в большинстве случаев, потому что человек теряет взаимосвязь с Россией.

Марат Никандров
Фото: Слово Защите      
Марат Никандров
Фото: Слово Защите      

Все те иноагенты, кто сейчас остался внутри страны, мне кажется, они не просто так на свободе остались. Они нужны для каких-то других целей государству. Может быть показать, что у нас свободная страна, что у нас тут чуть ли не враги народа ходят спокойно, латте на кокосовом пьют, но, на самом деле, на мой взгляд, чем дальше, тем хуже. Но я не унываю. Если какие-то будут новые ограничения в законе, я буду их обходить спокойно. Я найду эти лазейки и в любом случае постараюсь это все нивелировать. Потому что я вот даже сейчас по каждому из пунктов, которые есть, могу показать, что все они легко обходятся.

Я не уезжаю из страны не только из-за того, что мои слова будут пустословием за пределами Родины, я остаюсь, потому что я гражданин, почему мне нужно, от кого-то там скрываться, убегать?»‎ 

Слово Защите