Дмитрий Богмут работал техником в лаборатории нейтронных физико-химических исследований в Курчатовском институте. С апреля 2024 года он находится в СИЗО по обвинению в распространении фейков об армии по мотивам политической ненависти. Ему грозит до 10 лет лишения свободы из-за комментариев на сайте IXBT.com. Мы написали письмо Дмитрию в СИЗО и рассказываем, как и за что он оказался в изоляторе.

По специальности Дмитрий не работал — не сложилось. Он устроился в НИИ имени Курчатова на должность техника первой категории.Там он занимался обслуживанием оборудования и участвовал в подготовке статей. В свободное время он увлекался программированием. На сайте института до сих пор опубликованы фотографии Богумута среди проводивших эксперименты сотрудников.

Обыски в его квартире и в рабочем кабинете в НИИ ядерной физики прошли в начале апреля 2024 года. На работе у него изъяли компьютер, внешний жёсткий диск, две флешки, ключи и телефон.
– Стол с документами вывернули. Захватили с собой висевший над столом небольшой тканевый плакатик, на котором изображены лягушка и черепаха с сердечками в радужном круге с надписью на немецком «Оберегайте наш мир». Было много интересного, но здесь о многом молчу, при необходимости озвучу в суде, сомневаюсь, что это понравится цензору, – пишет Богмут.
У него в квартире во время обыска тоже всё перевернули и изъяли жёсткие диски из компьютера, один внешний диск, флешку и технику «эпохи митинга на Болотной площади 2012 года». Дмитрий был шокирован, поэтому не помнит, были ли на обыске понятые, сколько их было и что он подписывал. Один из оперативников следственной группы пристроил кошку Дмитрия к соседям, потому что сам Богмут в тот момент был растерян и ничего не понимал.
– Я был в состоянии шока, протокол подписал не глядя, что туда записали, не читал. Понятые – не помню, приглашали ли их вообще. Один из оперов ФСБ, а их было четверо плюс следователь, назвал меня «нацистом». И выпытывал, какие я знаю украинские слова и кто мои «сообщники» в Украине, – рассказывает он в письме.
По версии следствия, Дмитрий Богмут с 23 марта по 21 июня 2023 года писал комментарии на сайте IXBT.com, в которых осуждал войну и Путина. IXBT.com – это интернет-издание о технологиях, компьютерной технике и космосе. На сайте пользователи обсуждали не только профессиональные темы, но и последние новости. В одной из таких веток высказывался пользователь под ником «Богмут». Ему вменяется 17 публикаций с картинками и видео, которые обвиняемый публиковал как из дома, так и с рабочего компьютера. Одной из публикаций, по мнению следствия, содержащей фейки об армии, стал репортаж Deutsche Welle о российском обстреле Павлограда в Днепропетровской области.
5 апреля Октябрьский районный суд отправил Дмитрия в следственный изолятор, где он находится до сих пор. Через 6 дней после ареста «Мемориал» признал Богмута политзаключенным. О том, что за комментарии в интернете можно получить срок, Дмитрий узнал уже в изоляторе.
– Уголовный кодекс сразу не брал в руки, а о существовании такой статьи – «фейки об армии» – узнал только в СИЗО. Здесь же узнал, что преследуют даже за простые лайки в сети. У меня ощущение – это кошмарный сон, на воле я не верил в такую дичь, сумасшествие, бредятину. Надо проснуться и идти на работу, — пишет Дмитрий.
Во время досудебного следствия на заседания по продлению меры пресечения к Дмитрию можно было спокойно попасть, но когда начали слушать дело по существу, почти сразу на заседания начали приходить мужчины в камуфляже, которые занимали все места. Слушателям и журналистам они представились «ветеранами Донбасса», а также демонстрировали корочки ветеранов боевых действий. Они неоднократно провоцировали конфликты, выхватывали у слушателей телефоны, а также оскорбляли и применяли силу. При этом судебный пристав на это никак не реагировал, потому что сперва он этого не видел, а потом заявил, что наведение порядка не входит в его обязанности. Девушка, которую схватили за горло, написала заявление в полицию, и его приняли.
– Мне эта публика ничего не говорила, да и до них мне нет никакого дела. Нехай ходят на здоровье. Их выбор, – сообщил Богмут.
В июле 2025 года кто-то из «местных жителей Гатчины» сообщил в ТАСС данные о шестерых слушателях, которые ходили на заседания к Богмуту более года назад, обозвав их «проукраинскими активистами». Их обвинили в том, что они срывают заседания суда, провоцируют полицию, а ещё называют обвиняемого политзаключенным. Одновременно с новостью в ТАСС вышел пост в телеграм-канале «Рагуль из овощей» на 28 тысяч подписчиков, в котором опубликовали фотографии и ссылки на мессенджеры и соцсети слушателей. Они стали получать оскорбления и угрозы. Предводителем группы назвали правозащитника Динара Идрисова, также среди «предателей» оказалась журналистка RusNews Элина Козич. «Сейчас проводится проверка», – сообщило агентство.
Сам Богмут вину не признаёт и к обвинению относится как к грубому насилию.
– Такое определение наиболее точно подходит и по смыслу, и по духу. Маски давно сброшены, – говорит он.
В самом Курчатовском институте техника очень не хватает, об этом на суде заявил один из коллег Дмитрия. Без Богмута работа в лаборатории остановилась.
– Дело тут не в дефиците кадров, а в том, что НИИ — это не прачечная и даже не завод, куда при желании можно найти нового токаря по объявлению. В науке нет случайных людей. Хотите аналогию? Дуэт Олейникова и Стоянова (передача «Городок»). Первый умер. Вы видите этот чудесный проект без Олейникова? Также и с нашим дуэтом на спектрометре, который мы строили и на котором годами работали вдвоём — меня не стало, работа прекратилась. Кстати, знаете размер моей заработной платы в НИИ? Ловите — 20 000 руб. в месяц на руки. Опера и следователь отказывались верить. Сокамерники тоже», — пишет Дмитрий.
Лаборатория физико-химических исследований, в которой работал Богмут, проводила работы, важные для ядерной медицины и МРТ-диагностики. В 2020 году ученым удалось доказать низкую токсичность соединений производных фуллерена. Использование этих соединений как оболочки для фармацевтических препаратов, содержащих радиоактивные химические вещества, повышает их безопасность. Таким образом, радиотерапия, которая применяется при онкозаболеваниях и имеет множество побочных эффектов, станет безопаснее. Еще ученые планировали создать радиофармацевтические препараты для МРТ-диагностики. В 2023 году ученые создали способ борьбы с бактериями, которые невосприимчивы к антибиотикам.
В ноябре 2024 года группа поддержки Дмитрия сообщила, что он сильно похудел и весит около 50 килограммов при росте 182 сантиметра. У него также обострились хронические заболевания и появились проблемы с зубами, однако медицинская помощь в изоляторе ему не оказывается. Ранее, по данным «Новой газеты», он жаловался на общее истощение, проблемы с сердцем и боли в области кишечника после пищи, которую дают в изоляторе.
– Происходит атрофия мышечной массы из-за заболевания печени, которое в заключении прогрессирует. Возможно, уже цирроз. В СИЗО у меня брали анализы, делали УЗИ и ЭКГ, но результаты от меня скрывают. Тюремный врач ограничилась фразой: «У вас всё в норме». Стоматологов в изоляторе нет – два зуба развалились, – рассказывает Богмут. – Никакой помощи нет и, скорее всего, не будет. Рекомендую вам статью в «Независимой газете» от 4 июня «Исполнение законов за решёткой зависит от тюремной инструкции». Именно это полностью относится и к «Крестам» – один в один».
За 2 года до ареста врачи при полном обследовании выявили у Дмитрия ряд заболеваний сердца, печени и поджелудочной железы, а также сильная миопия – зрение у Богмута -9 оба глаза. Сейчас он пишет жалобы в разные инстанции, а в свободное время Дмитрий отвечает на письма и даже пишет книгу.
– А так в основном работа со входящей корреспонденцией, написание ответов. За год заключения получил чёртову прорву писем и открыток поддержки из России, Европы, США и Средней Азии. Завязалась переписка, появилось много заочных друзей. Читаю распечатки, газеты, научно-популярные журналы. Информация поступает в большом объеме, в том числе из-за рубежа. Поневоле самообразовываюсь и юридически – написал с сокамерниками две апелляции на их приговоры. В общем, оброс бумагами, как в НИИ. Еще потихоньку пишу книгу. Остальная рутина: прогулка раз в день примерно 40 минут, раз в неделю душ, есть горячая вода, телевизор, общение с соседями. Кстати, один из них – юрист», – рассказывает он.
Богмут понимает, что процесс по его уголовному делу будет показательным, поэтому надежды на справедливость и объективность приговора у него нет. Единственное, за что он переживает, – это за будущее страны и её граждан.
– На протяжении веков Россия колебалась между общеевропейским и своим «особым путём», который неизбежно приводил к произволу власти и заканчивался национальной катастрофой (журнал «Дилетант», март 2023 года). Я надеюсь, что этот печальный маятник когда-нибудь остановится.