... у вас ещё есть шанс поучаствовать в учредительных собраниях региональных отделений "Народного Альянса", выставить свои кандидатуры в их руководящие органы и т.д. Встать, так сказать, у истоков.Потом когда-нибудь будете писать в анкете "член РСДРП с 1903 года". Алексей Навальный, 2013 г.
И вот это самое «когда-нибудь» наступило. Сейчас я пишу этот текст именно с позиции «старого члена РСДРП», стоявшего у истоков. Не как противника, врага, а как до сих пор сочувствующего и задающего себе вопрос: как же так произошло, что мы все в вот это скатились?
Я пишу с позиций старого фанатика, которому верность первоначальной идее важнее личной дружбы. Потому что, ну какая может быть дружба, если от идеи твой единомышленник отказался?

Вспомните все наши надежды и веселого Леху Навального образца 2012 года, его посты про новую политическую партию, основанную на новых принципах: открытую, демократичную, с электронным, прошу прощения, голосованием, прозрачным бюджетом, без этих мутных дедов, заседающих в комитетах и бюро.
Мы тогда старались, очень старались создать ее, но не получилось, потому что силы были ну уж очень неравны. Вместо партии мы все удовлетворились «штабами», созданными на осколках реготделений так и не созданной партии, а потом, после уничтожения штабов, просто самим наличием ФБК, но ФБК уже закрытым, недемократичным, без выборов, с непрозрачным бюджетом, тайным уставом и мутными органами управления. То есть со всем тем набором качеств, против которого выступал сам основатель ФБК и один из двигателей партийного строительства Алексей Навальный.
Помните, как на площадях кричали «один за всех и все за одного», какая солидарность была, какая взаимовыручка и ощущение причастности к борьбе за судьбу страны? Нам ведь весело и свободно было даже в спецприемниках и СИЗО.
Куда все это делось?
А сейчас: слитые базы, откровенно провокационные призывы, истерика и ненависть в твиттере, использование адвокатов в качестве одноразовых перчаток и под конец – деанон донаторов через мерчант ID, донаторов того самого фандрайзинга, который по своему цинизму от мясных штурмов мало чем отличается.
Как так получилось, что бояться ФБК стали не единороссы, а собственные сторонники?

Подумайте об этом. Вас боится не путинский режим, против которого вы боретесь, а свои же сторонники. Вас это нисколько не напрягает? Это же просто ужасно, так не должно быть! Вы должны находить все больше друзей, а вместо этого просто пачками плодите врагов. Причем где? Среди своих же потенциальных сторонников.
Почему в ФБК на критику реагируют, как на недружественное действие, как на предательство? Ведь критика – это указание на ошибку, чтобы ошибку устранить и работать более эффективно. Именно так относятся к поиску ошибок программисты и адекватные юристы. Но все зашло слишком далеко, и тоннаж постоянных и непризнаваемых ошибок стал чересчур велик. Это разрушает репутацию и доверие той самой организации, с которой мы связывали позитивные изменения в нашей стране.
И последняя из выявленных ошибок – деанон донаторов ФБК через мерчант ID. Это же самая настоящая катастрофа и удар по оппозиции, куда более тяжелый, чем убийство Алексея Навального. И это факт. Убийство одного человека – это трагедия, а подстава десятков тысяч жителей России под уголовное преследование, иным словом, кроме как «катастрофа», назвать нельзя.
Причем это ведь не просто первые попавшиеся на улице люди, как при массовых винтажах. Под раздачу попали самые неравнодушные, активные, энергичные, мечтающие о светлой России будущего люди. Самые активные противники путинского режима.
Те, кто делом, а не только словом помогал в борьбе с диктатурой. Эти люди выходили на площади по призыву Алексея, наблюдали на выборах и выдвигались кандидатами сами, они строили партию по призыву Алексея в 2012-2013 годах. Это немалая, если не большая часть армии Навального. То есть самое ее ядро, то, что заставляло считаться с Алексеем, что давало вес его словам, и самая важная часть того, что называют «наследием Навального»: доверие неравнодушных активных людей.

И, в общем-то, они, то есть мы, в те самые годы, когда можно было выходить на площади, видели смысл и в протесте, и в том, чтобы даже стать жертвой протеста. Ради светлой России будущего можно и посидеть. Я, например, посидел. Ради великой цели можно пойти и на жертвы. Ради того, чтобы твои дети жили в свободной, безопасной, комфортной и мирной стране, да, ради этого можно и подсесть, и пойти горлом на плеть.
Я был готов и шел. И не я один. Это были осознанные жертвы, ради общего блага.
Но есть нюанс.
Ради великой идеи, ради будущего детей, ради процветания своей страны готовность идти на жертвы, в том числе и на такие, есть.
А вот на то, чтобы Леонид Михайлович Волков выплачивал свою ипотеку в Вильнюсе, готовности идти на жертвы, будем честны, нет. Тем не менее часть донатов уходила именно и на это, ведь именно с донатов содержится штат ФБК, которым уже который год бессменно, неизбираемо и слегка мерцающе правит Леонид Михайлович.

Или вот. ФБК, конечно, нужен офис для «свержения Путина» и создания всяких, как говорит Леонид Михайлович, «классных штуковин».
И есть еще смысл оплачивать офис где-нибудь в Жирмунае, Лаздинае, Сантаришках, или Саванори на границе с Лентварисом. Или в Каунасе с Клайпедой. Но оплачивать за счет чужой свободы офис на Вильняуской, в самой клоаке ночной тусовочной жизни Вильнюса, в самом центре столичного города - это перебор и жиробесие. Я как старый «член партии» такого принять не могу. Это выше моего понимания.
Со стороны создается стойкое ощущение, что лица, принимающие решения в ФБК, непринужденно и без рефлексии разменяли чужую свободу на свою вольготную жизнь, не получив на это даже согласия. Деньги-то давались на борьбу, а тратились на офис в центре гламурной жизни Вильнюса и еще немножко на фильм «Предатели».
Чем-то это похоже на мясной штурм избушки лесника ради очередной награды генерала, чтобы он генеральше шубу купил. И подобно зет-военкорам, насмотревшимся на мясные штурмы, я тоже начинаю задаваться вопросом: ну и кто у нас тут предатель?
У меня был спор с коллегой о том, что это вообще происходит: осознанная провокация или криворукость?
И какая форма вины имела место в случае с деаноном через мерчант ID: прямой умысел или неосторожность?
Несколько моих коллег уже неиронично утверждают, что Волков – это агент ФСБ, типа Азефа, сознательно и последовательно разрушающий оппозицию, в доказательство приводя все факапы ФБК: от первых сливов баз данных, до посадок адвокатов Навального с криво оформленным финансированием через мерчант ID.

Но постоянные факапы и придуманные «победы» – еще недостаточно убедительные доказательства, чтобы бросаться подобными обвинениями.
Все эти факапы, или правильнее их называть «локальными поражениями», – это, говоря именно юридическим языком, не прямой умысел на вредительство, а неосторожность по легкомыслию, когда лица, принимающие решения в ФБК, предвидели возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывали на предотвращение этих последствий.
То есть это не прямой злой умысел, а некомпетентность техническая вместе с некомпетентностью административной.
Грамотный IT-специалист предвидел бы опасность таких донатов, Здольников, например, предвидел, говорил об этом, но услышан не был, поскольку к тому времени из-за критики ФБК впал в этой организации в немилость.

Ответственный администратор мог бы дать оценку рискам для своих сторонников и отказался бы от такой модели финансирования. Но администоры оказались недостаточно компетентными и, что самое печальное, недостаточно ответственными.
На мой взгляд, это говорит о кризисе компетентности в ФБК, что, в общем-то, неудивительно, поскольку создавался фонд для антикоррупционных расследований, а не для борьбы за власть. Для борьбы за власть Навальным создавалась партия с публичным уставом, открытыми и понятными выборами ответственных руководящих органов, представительством регионов и меритократией, вот со всем тем, чего в ФБК нет.
Партию создать нам не дали, а ФБК с задачами консолидации общества, которые стояли бы перед политической партией, справляется откровенно плохо, повторюсь еще раз, по той причине, что изначально создавался не для консолидации общества, а для расследований.
И возвращаясь к мерчант ID. Разумеется, сопротивление диктатуре без некоей доли риска и инициирования рискованных затей невозможно. Но эти риски должны быть осознаваемыми всеми, кто рискует, и они должны быть адекватны поставленным задачам.
Ведь одно дело, когда ты вывел людей на несогласку, их свинтили, немножко помяли и посадили всего на десять суток. Это еще адекватно. И совсем другое дело, когда ты сказал этим людям «поверьте мне» – и тебе поверили.
Ты сказал «дайте денег, это безопасно», тебе их дали, а потом выяснилось, что всем, кто тебе поверил, светит восемь лет колонии или эмиграция как альтернатива.
Чем-то такая просьба денег похожа на предательство доверившегося.
На предательство всех тех, кто верил Навальному и готов был действовать. Вот вы утверждаете, что «унаследовали» это доверие, хотя доверие наследовать нельзя, тем не менее вы воспользовались этим доверием и им вы злоупотребили.
И ради чего? Ради сытой и беззаботной жизни в Вильнюсе? Ради этого вы отправили десятки людей в тюрьму, и ради этого десятки тысяч сейчас поставлены перед альтернативой: тюрьма или эмиграция?
И не надо как мантру повторять, что, дескать, «это Путин виноват».
Сваливать все на Путина – отличная отговорка, чтобы при неспособности брать на себя ответственность, эту ответственность не брать.
Путин Путиным, а свои мозги тоже надо включать и не разменивать судьбу человека на жалкий перевод в тысячу рублей.
Если вы втягиваете людей в авантюру, то будьте любезны нести ответственность за этих людей, а не сваливать все на Путина. Помните, что говорил дядя Бен своему племяннику Питеру: «Чем больше сила – тем больше и ответственность». Получив большую силу, как вы распорядились ею? На что истратили?

Я понимаю, что неудачи бывают. А когда борешься с таким монстром, как путинский режим, то поражений будет больше, чем побед, если не считать, конечно, те самые «победы штаба».
И вам даже простят эти поражения, но лишь при условии, если вы (а) разделяете риски, (б) не лжете, (в) берете на себя ответственность.
А сейчас я вижу, что люди, находящиеся в безопасности, играют жизнями тысяч оставшихся в России сторонников и пальцем о палец не ударяют, чтобы хоть как-нибудь разрулить ситуацию. Ну окей.
Не можете разрулить, но хотя бы не врать вы можете? Не сваливать все на Путина, а честно признать: ребята, мы облажались, помочь не можем, денег нет, извините, больше так не будем.
Вот у той группы работников ФБК, придумавших и исполнивших схему с мерчант ID, у них вообще есть хоть немного достоинства, чтобы признать ошибку?
А ведь я еще помню те времена, когда Навальный признавал свои ошибки, но то было при Навальном, а что сейчас? А сейчас во всем «Путин виноват», хотя Путин уже давно превратился в стихийное бедствие, о виновности которого бессмысленно разговаривать. В гибели неподготовленных людей в эпицентре землетрясения виновато не землетрясение, а тот, кто людей туда послал, осознавая все их риски. Если же человек, направивший людей в центр стихийного бедствия, эти риски не осознает, то он некомпетентен, не соответствует своей должности и должен уйти.
По хорошей жизни, после такой огромной подлости в отношении десятков тысяч доверившихся, сохранить достоинство и смыть позор можно лишь сделав сэппуку, но окей, не надо сэппуку, мы не в средневековой Японии, просто публично признайте ошибку, извинитесь и уйдите из политики, займитесь чем-нибудь достойным и полезным. Проявите мужество и ответственность, черт возьми.
Но только не так, как Леонид Михайлович после письма в пользу Фридмана «взял паузу», а по-настоящему. Не обольщайте людей несбыточными надеждами, не делайте ту работу, делать которую вы не умеете и на которой приносите больше вреда, чем пользы.
Сейчас уже очевидно как никогда, что никакую светлую Россию будущего ФБК не построит потому что (а) объективно не умеет созидать и (б) расценивает людей как расходный материал. Что адвокатов Навального, что тысячи своих донаторов.

Что-либо строить с партнерами, которым ты не доверяешь, которые не доверяют тебе и смотрят на тебя как на расходник, желания особого нет.
Поэтому. Ребята из ФБК. Говорю вам как «старый член РСДРП»: пришло время меняться, становится ответственными, человеколюбивыми и трезво самих себя оценивающими.
Если же вы не изменитесь и не найдете адекватного ответа на те вызовы, которые сейчас перед вами стоят, то тогда вам конец. Обвал доверия станет очевидным даже придурковатым западным донорам, пропадет финансирование, а вслед за пропажей финансирования пропадете и вы.
Спасибо.