Минюст на площадке Петербургского международного юридического форума отчитался о борьбе с «вмешательством Запада в правовое сознание». Замглавы ведомства Олег Свириденко рассказал о закрытии филиалов и представительств иностранных НКО, а также об объемах финансирования российского третьего сектора из-за рубежа.
Значительную часть своего выступления на секции «НКО без границ: государство и общество» Свириденко посвятил тому, как иностранные государства, по его мнению, использовали некоммерческий сектор для «влияния на молодежь» в России.
«Учитывая тренды 90-х, наше законодательство, естественно, стремительно пошло по пути западной демократизации, — заявил чиновник. — Иностранным гражданам и организациями была предоставлена широчайшая возможность выступать учредителями российских НКО, открывать филиалы, представительства».
По его словам, «ситуация с каждым днем ухудшалась», поэтому российскому государству пришлось принимать решительные меры по защите национальных интересов и суверенитета. Это, по его словам, привело к сокращению числа представительств зарубежных НКО в стране. Так, в 2021 году их насчитывалось 92, а в 2022 – уже 72.
«За последние 2 года из реестра исключены 38 структурных подразделений иностранных НКО, в том числе 18 по решению Минюста в связи с выявленными грубыми нарушениями закона и занятием деятельностью, отличной от заявленной при регистрации, что недопустимо», — заявил Свириденко.
Напомним, что в 2023 году Госдума одобрила законопроект о штрафах за работу иностранных НКО без открытия представительства в России. Для юридических лиц они составляли до 100 тысяч рублей.
При этом финансирование российских НКО со стороны зарубежных стран продолжает расти. «В 2022 году более 9000 НКО получили в качестве иностранной финансовой поддержки около 70 млрд рублей. В 2023 году 8000 НКО получили уже 78 млрд рублей, и это только цифры по некоммерческому сектору», — сказал замминистра.
В последние годы растет финансирование российского некоммерческого сектора из США — в 2022 году оно составило 785 млн рублей, а в 2023 уже 1,3 млрд. При этом, по его словам, в настоящий момент полностью прекращено финансирование российских НКО из 23 стран, в том числе из Швеции, Дании, Ирландии, Канады, Испании, Италии и Израиля.