«Может, эти деньги Жданов и Волков лично на себя собирали?»: адвокат москвича, обвиняемого в донатах ФБК, усомнился, что средства достались фонду

Сегодня в Мещанском суде Москвы продолжился процесс над волонтером Немцова моста — 58-летним Виктором Леваковым. Его обвиняют в «финансировании экстремистской деятельности» за пожертвования ФБК. Всего Левакову вменяют четыре перевода на общую сумму 3500 рублей.

Суд продлил Левакову, находящемуся под домашним арестом с 22 августа прошлого года, избранную меру пресечения до 19 апреля. Защита настаивала на отмене домашнего ареста, отмечая, в частности, что подсудимый из-за него не может работать и находится на иждивении жены, при этом являясь единственным опекуном престарелого отца, содержащегося в больнице на паллиативном уходе. Сейчас, по решению суда, Леваков может посещать его лишь в раз в неделю.

Алексей Першин и Виктор Леваков (справа). Фото: СЗ
Алексей Першин и Виктор Леваков (справа). Фото: СЗ

По ходатайству защиты судья приобщила к делу квитанции, свидетельствующие о многолетней помощи обвиняемого разным благотворительным организациям, а также положительные характеристики, благодарности с работы и медали — в том числе от президента РФ за участие в Паралимпиаде-2014 в качестве менеджера российской команды керлингистов, завоевавших серебро.

Заседание отложили до 4 февраля для вызова свидетеля обвинения — специалиста банка, через который Леваков делал переводы ФБК. По словам адвоката подсудимого Алексея Першина, защита поставит перед свидетелем вопрос: возможно ли по обезличенным платежам отследить, что они действительно пошли на финансирование экстремистской деятельности?

«Следствие и обвинение настаивают, что связь гиперссылки, с помощью которой собирались донаты, с ФБК прослеживается из высказываний Жданова и Волкова, прозвучавших в видеоролике, опубликованном на YouTube 5 августа 2021 года. Но, может, эти деньги они лично на себя собирали?» – сказал адвокат «Слову защите». По его словам, ни обвинение, ни защита не имеют возможности установить, кому именно в итоге поступил перевод от подсудимого и на что он был потрачен. «Быть может, эти деньги и вовсе достались в итоге кому-то, кто к ФБК не имеет формального отношения? Нет, ну, в самом деле, а что, если Волков и все остальные выступают просто лицом этой компании, а какой-то дядя собирает себе на карман? Мы же доподлинно не знаем, что за юридические или физические лица скрывались по этой ссылке. Конечный получатель нам не то что доподлинно – он нам вообще неизвестен. Там даже никаких банковских реквизитов и расчетного счета нет, по которому можно это верифицировать. Тем более от ФБК не поступал ответ, что “принятое пожертвование направлено на экстремистскую деятельность”. На что и когда они средства Виктора Левакова потратили, они лично перед ним не отчитывались. У самих Волкова и Жданова мы спросить это не сможем – никакой связи у нас с ними нет», — добавил Першин.