Вчера, 3 декабря, в День юриста, прошла церемония вручения юридической премии «Юрист года – 2024». Её получили:
Алексей Галаганов – вице-президент ФПА РФ, президент АП Московской области, президент Федерального союза адвокатов России, Международного Союза адвокатов, председатель Московского областного отделения АЮР. Он стал лауреатом премии в номинации «Правозащитная деятельность»: «Я всегда служил и служу великой России, родной Московской области, праву и человеку».
В номинации «Развитие законодательства» лауреатом стал экс-депутат Госдумы Владимир Плигин – адвокат АП Московской области, сопредседатель Ассоциации юристов России;
При его непосредственном участии Государственной думой в 2003—2014 годах были приняты следующие законы:
- замена льгот денежными компенсациями;
- отмена прямых выборов глав регионов;
- переход к выборам депутатов Государственной думы исключительно по партийным спискам, отмена выборов половины депутатов по одномандатным избирательным округам;
- ужесточение государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций;
- отмена нижнего порога явки избирателей;
- введение запрета голосования «против всех»;
- повышение проходного барьера для партий на выборах депутатов Государственной думы до 7 %;
- запрет в какой-либо форме участвовать в выборах, в том числе наблюдать за выборами, для НКО («иностранных агентов»);
- ликвидация Высшего арбитражного суда Российской Федерации.
Среди других лауреатов: Виктория Бурковская – адвокат АП города Москвы, сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», член Президиума АЮР; Виктория Тютюнникова – адвокат АП ЛНР, председатель совета регионального отделения АЮР в ЛНР и др.
В 2023 году мэр Москвы Сергей Собянин получил награду «Юрист года» в номинации «За защиту социальных и трудовых прав», её тогда вручил экс-президент Дмитрий Медведев от имени Ассоциации юристов России.
В 2022 году в номинации «Правозащитная деятельность» награду получил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, вручил её глава Совбеза Дмитрий Медведев. «Адвокатская улица» тогда назвала это «Шуткой года». Юристом года в 2022 году в номинации «Правозащитный блог» стал «директор департамента международного права Министерства юстиции ДНР» Никита Нарыжный.
Мы собрали комментарии юристов, которые не зависят от ФПА и других провластных структур.
Юрист Михаил Беньяш, автор телеграм-канала «Беньяш.Иностранный агент 18+»:
«Смешно – Плигину премию дали. Плигин – это бывший депутат Госдумы от ЕР, дружочек и партнер и крыша Пилипенко. У них общие бизнесы и даже компания, которая сдает в аренду помещения для размещения ФПА и Московской палаты, принадлежит в долях Пилипенко и Плигину. И «ЮСТ» у них тоже в долях, а также Плигин является одним из учредителей НКО, которая в свою очередь издает «Адвокатскую газету» и еще несколько адвокатских газет и журналов. Тут стоит напомнить, что, согласно решению ФПА 2017 года, подписка на адвокатскую газету для молодых адвокатов обязательна.
Адвокат, д.ю.н., член правления «Инициатива 2018», редактор международного журнала «Евразийская адвокатура» Андрей Рагулин:
«Современные российские премии, вручаемые юристам, учитывая происходящее на практике крушение основ права, являются тем, что принято называть «пиром во время чумы». Процесс организации вручения премий зачастую демонстрирует подходы, вызывающие сомнения в объективности процедуры отбора номинантов.
Организаторы вручения очередной премии с громким названием «Юрист года», как это видно из списка ее лауреатов, продемонстрировали изрядную долю субъективизма при их отборе: отсутствие по-настоящему общественного участия, недостаток публично доступной информации о процессах номинации и действительном наличии конкретных заслуг номинантов, а также отсутствие конкретных сведений о процедуре оценки их деятельности, не может не вызывать сомнений в объективности тех, кто эту премию присуждает, что скорее подрывает авторитет награжденных, нежели повышает его.
Юрист и автор телеграм-канала «Правозащитный экстремизм» Дмитрий Захватов:
«Хочется спросить «а кто все эти люди»? Собрались олды, раздали друг другу медальки и разошлись.
Они немного недоработали, на самом деле. Для более понятного мессенджа нужно было им переодеться в советскую военную форму, надеть пилотки, сплясать на сцене. И вот только после этого уже надо было друг друга награждать. Вот это было бы более скрепно, более идеологически выверено и более, так сказать, православно, самодержавно и народно».