Юрист Михаил Беньяш намерен судиться за адвокатский статус

Хамовнический районный суд Москвы зарегистрировал иск юриста Михаила Беньяша к Федеральной палате адвокатов. Он требует признать незаконным лишение его адвокатского статуса.

Юрист Михаил Беньяш. Фото: «Коммерсант»
Юрист Михаил Беньяш. Фото: «Коммерсант»

Напомним, в октябре 2022 года адвоката Михаила Беньяша признали «иностранным агентом». В декабре 2022 года региональное управление Минюста направило в АП Краснодарского края представление с требованием лишить Беньяша статуса. Поводом посчитали посты защитника в социальных сетях, якобы направленные на «дестабилизацию общественно-политической обстановки». Согласно документам, нарушение обнаружил замначальника отдела регионального управления Минюста по контролю и надзору в сфере адвокатуры Антон Зазуля.

В ведомстве заявили, что Беньяш регулярно «проявляет неуважение» к адвокатуре, судебной системе, исполнительной власти — в том числе к самому министерству юстиции. 

Квалификационная комиссия АП Краснодарского края согласилась с тем, что посты Беньяша нарушают адвокатскую этику. При рассмотрении дисциплинарного производства в состав комиссии входил и Антон Зазуля — как обязательный представитель Минюста. 

В феврале 2023 года Беньяша лишили статуса адвоката. Он обжаловал это решение в Комиссию по этике и стандартам ФПА, но та согласилась с выводами региональной палаты.   

В своем иске (копия есть у «СЗ») Беньяш просит признать решения Квалифкомиссии и Совета АП Краснодарского края, а также КЭС ФПА незаконными. В частности, он указывает, что в решениях палат не говорится, какие именно его слова признали оскорбительными и нарушающими адвокатскую этику.

Как пишет Беньяш, в его постах содержались следующие фразы: 

— «Идиоты из минюста»;

— «С минюстом мы посудимся. Это вопрос уже ритуала. Не

догнать, так согреться. Заодно потроллить мудаков»,

— «Минюст сосет»;

— «О той самой адвокатуре с несменяемыми и никем не выбираемыми президентами, с тайными окладами, сервильными коньюнктурщиками в советах палат, портретами Сталина в кабинетах и миньетах за статус в туалетах». 

По мнению Беньяша, эти слова никак нельзя признать ненормативным.  

Это вопрос принципа: нам необходимо защитить уже не только права истца, но и саму речевую норму, само свободное использование русской речи вне адвокатской деятельности.Из иска Беньяша к ФПА и АП Краснодарского края

Также Беньяш считает, что в его деле были допущены процессуальные нарушения. Так, решение вынесли в отсутствии разработанного и утвержденного палатой регламента дисциплинарных производств. «Мы имеем квазисудебный процесс, в котором материальное право этического кодекса применялось в отсутствие права процессуального — регламента», — утверждает он.

Кроме того, юрист считает незаконным участие в рассмотрении его дела сотрудника Минюста Антона Зозули — поскольку именно он обнаружил нарушения и подготовил представление с требованием лишить Беньяша статуса.

Наконец, Беньяш настаивает, что назначенное палатой наказание не соответствует тяжести его проступка. 

В России не существует адвокатов, которые не произносили бы, в том числе и публично, те слова, за которые истец был лишен статуса. При таких условиях и с учетом действительно общественно значимых дел в производстве истца, вмешательство в его профессиональную деятельность путем ее полного прекращения, представляется неадекватным и произвольным. Из иска Беньяша к ФПА и АП Краснодарского края

В беседе с редакцией «СЗ» Беньяш заявил, что намерен добиться «справедливости и возмездия», а также возвращения статуса, чтобы продолжать адвокатскую деятельность в России. Кроме того, он надеется, что обращение в суд придаст публичности его делу — «чтобы адвокатское сообщество видело, во что превратились палаты».