«Я не работаю на Кремль!»: Марголис объяснила, почему Быков и Плющев заслуживают ее судебного иска

«Тут кое-кто грозит мне судом», – написал накануне блогер Александр Плющев в ответ на пост в этой же соцсети известной своей борьбой с «рашизмом» художницы Екатерины Марголис. В нем она прокомментировала недавний выпуск на ютуб-канале Плющева The Breakfast Show, где гость его эфира писатель Дмитрий Быков заявил, что объявление Марголис «иноагентом» может быть прикрытием ее шпионской деятельности.

Марголис подчеркнула, что «это спокойно может служить основанием для иска – тем более Быков сейчас находится в юрисдикции США». А Плющеву она посоветовала «быть наперед аккуратнее в модерации своих собеседников», так как это может «иметь последствия».

«В принципе такие вещи, как «она работает на Кремль» в качестве просто оценочного суждения недопустимы, – сказала «Слову защите» Екатерина Марголис. – Потому что это легко может стать причиной иска о диффамации. Быков не привел никаких доказательств этого факта, это его голословное утверждение. Естественно, мне написал адвокат, который предложил, что это может стать кейсом (то есть судебным иском – ред.). Я не думаю, что мне интересно этим заниматься. У меня есть гораздо более первоочередные дела. Что касается Плющева, он был модератором (дискуссии – ред.), и я просто написала об этом, как мне кажется, достаточно внятно и взвешенно, что на месте Александра Плющева я бы обратила внимание на модерацию, потому что это может стать иметь легальные последствия.

Я не написала: я вас сейчас привлеку к суду, я вас сейчас засужу! Я написала: я подумаю. Но ответственность начинается в том числе с ответственности за слова. Если мне кто-то не нравится или мы давно не общаемся – Быков или неважно, кто угодно другой, мои оппоненты, я с ними не согласна, мне не нравится, как они пишут или еще что-то, это не повод кидаться какими-то абсолютно пустыми обвинениями «ты фашист! ты агент Кремля!» И вообще переходить на личности. Мне в принципе кажется, что это большая проблема современной дискуссии, что вместо идей, позиций, мыслей обсуждаются люди. Мы не в кругу семьи, не за дружеским столом, мы в общественном пространстве, мы обсуждаем позиции, мы артикулируем идеи. Мы говорим об этом! Мы не переходим на личности – я это не приветствую. И призываю всех модераторов, даже там, где живой звук (прямой эфир. – ред.) и звучат очень критические и острые суждения, помнить об этом. Из-за моего поста про суд опять шум поднялся в фейсбуке, да? Господи боже мой! Вот пишешь о чем-то действительно важном – что людей убивают, что людям как-то можно помочь, а люди зациклены опять на себе… Да ради бога, я вам прокомментирую, но мне это совершенно не интересно, я просто призываю к тому, чтобы люди отвечали за свои слова».

Напомним, конфликт вокруг Марголис возник после ее объявления «иноагентом» в минувшую пятницу. Тогда в «иноагентских» чатах возник активный спор о ее включении в них, о чем рассказал, в частности, участник таких чатов юрист Михаил Беньяш:

«В одном чатике я написал: «пропал дом» и затем вывесил голосовалку: «Зовём ли Катю в чат?» Примерно четверть голосов (27%) выбрало вариант: «ПАМАГИТЕ!!!1», что конечно своего рода признание талантов госпожи Марголис».

Елена Мильчановска