Адвокат АП Московской области Валентина Ященко заявила о незаконном отводе из дела. Следователь пытался допросить её в качестве свидетеля, не имея постановления суда, необходимого в таких случаях. Адвокат утверждает, что таким образом следствие пытается получить признательные показания от её доверительницы, которая подвергается давлению в СИЗО.
Ященко защищает доверительницу N, обвиняемую в хищении денег и мошенничестве (ч. 4 ст. 160 и ч. 4 ст. 159 УК РФ). Уголовное дело расследуется СО МВД России по городу Истра. В июне 2022 года к Валентине домой пришли с обыском, а саму её попытались допросить как свидетеля. При этом у следователя не было решения суда, необходимого для допроса защитника по обстоятельствам дела. Ященко отказалась участвовать в допросе. После этого следователь выдал ей постановление об отводе из дела.
Ященко обжаловала действия следователя в суд, а также обратилась в Прокуратуру и СКР по поводу незаконного отвода и превышения следователем должностных полномочий. Кроме того, защитница уведомила о произошедшем АП Московской области. Палата поддержала Ященко. Там заявили, что следствие нарушило права доверителя Валентины на защиту, и рекомендовали Ященко не являться на повторный допрос, как того требовал следователь.
В августе 2022 года Прокуратура признала обыск и попытку допроса Ященко незаконными. Вскоре следователь отменил постановление об отводе защитницы из дела N. Тогда же Тверской районный суд Москвы присудил адвокату компенсацию морального вреда в 20 тысяч рублей за незаконный обыск.
В феврале 2023 года дело передали в ГСУ МВД по Московской области. Но на этом история не закончилась. В октябре 2023 года Ященко снова написала обращение в Палату. Адвокат заявила, что она и её доверительница N подверглись избиению со стороны правоохранителей. Утром 5 октября полицейские задержали N в центре Москвы. По словам адвоката, они ударили женщину головой о дверь и выволокли на улицу.
Ященко прибыла к месту событий. Она представилась и попыталась достать адвокатское удостоверение, но один из нападавших вывернул ей руку.
По словам Ященко, неизвестные отказались представляться и пояснять причины нападения на её доверительницу. Они доставили их обеих в ОВД Тверского районы Москвы. По словам Валентины, в отделе от полученных травм ей и доверительнице стало плохо. Женщины вызвали скорую помощь. Также Ященко успела сообщить о происходящем своему коллеге Валентину Зеленцову, который приехал в отдел.
Доверительницу Ященко отвезли в больницу. Адвоката с ней не пустили. Полицейские оставили Валентину в отделе. Ященко удалось найти свою доверительницу только вечером. По словам адвоката, у нее зафиксировали закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга и ушибы. Факт применения насилия Палате также подтвердили адвокаты Владимир Зеленцов, Михаил Лябах и Виктор Швец, которые приехали в отдел полиции к Ященко. Последние двое также вступили в дело в качестве защитников N после её задержания.
После этого доверительницу Ященко поместили в СИЗО. Адвокат пожаловалась в Прокуратуру и СК на применение насилия к ней и N. О результатах проверки её до сих не уведомили.
А в конце августа этого года адвоката снова вызвали на допрос в качестве свидетеля — и вновь без санкции суда. Позже следователь выписал постановление о назначении N государственного защитника — взамен Лябах, Швеца и Ященко.
В документе (есть в распоряжении редакции) сказано, что Ященко «неоднократно срывала проведения процессуальных действий с участием её подзащитной», «не являлась к следователю для их проведения без уважительной причины, ссылаясь на свою занятость по другим уголовным делам». Лябах, сказано в документе, присутствовал лишь на заседаниях по избранию и продлению меры пресечения N. При этом последнее он покинул во время перерыва, никого не предупредив, утверждает следователь. Швец и вовсе не явился ни на одно процессуальное действие, несмотря на уведомления.
Следователь М.А. Висколобов, который ведет дело, постановил, что адвокаты злоупотребляют правом на защиту. Он потребовал назначить обвиняемой защитника из АП Московской области.
На это Валентина Ященко ответила, что неоднократно являлась на процессуальные действия. «Доводы следователя о неявке не являются основанием для отвода. Он не провел с ней [доверительницей] ни одного следственного действия с момента задержания и по август этого года. В августе я несколько раз являлась в СИЗО к своей подзащитной. Один раз не пришел он. В другой раз я прождала его четыре часа, потом оказалось, что он допрашивал мою доверительницу без меня», — заявила адвокат «СЗ».
Она добавила, что Лябах не приходил к следователю из-за временной нетрудоспособности — защитник предоставил ему больничный. Причину неявки адвоката Швеца на процессуальные действия она не пояснила.
Защитница утверждает, что её доверительнице пытаются назначить «удобного» адвоката, чтобы добиться от N признательных показаний. При этом сама N подвергается давлению в СИЗО.
Она также предоставила редакции скан ходатайства с просьбой конвоировать её доверительницу на похороны и копию заключения о медицинском освидетельствовании, подтверждающую наличие ран на руках у N. Адвокат Сергей Норец отказался от комментариев «Слову защите».
Редакции удалось поговорить с адвокатом Михаилом Лябахом. Он заявил, что доводы следователя о неявке защитников на процессуальные действия не соответствуют действительности.
«Поведение сотрудников полиции нетипично даже для наших сегодняшних реалий. Следователь, использовав незаконные манипуляции уведомлениями [о явке адвокатов на следственные действия], ввёл в заблуждение АП Московской области и практически отстранил всех адвокатов по соглашению от дела. Сейчас мы это обжалуем», — заявил Лябах.
Он добавил, что следователь не даёт ему информации по делу, поэтому о запрете подзащитной посетить похороны матери он знает только со слов адвоката Нореца.
Между тем Ященко обжаловала свой отвод в Тверской районный суд Москвы, СК и Прокуратуру, а также обратилась в Комиссию по защите прав адвокатов АП Московской области. Ответов адвокат пока не получила.
Редакция направила запрос в Комиссию по защите прав адвокатов АП Московской области. На момент публикации материала редакция не получила ответа.