В нашей рубрике мы будем рассказывать о новых уголовных делах против тех, кто поддерживал ФБК донатами, а также возвращаться к историям, о которых писали ранее.
Как стало известно из расследования SOTA, основанного на материалах уголовного дела Виктора Левакова, которого за донаты ФБК приговорили к 3,5 года колонии общего режима, смена имени точки, отображаемой в документах российских банков-отправителей (а значит, доступной по запросу следственных органов РФ), не спасает донаторов от уголовного преследования.
«Фонд борьбы с коррупцией» не изменил ключевые реквизиты: уникальный 15-значный идентификационный номер – он же мерчант ID, что в связке с кодом банка-эквайера позволяет однозначно идентифицировать продавца – конечного получателя денежных средств, как следует из слов специалистов отечественных банков, опрошенных в рамках многочисленных уголовных дел по финансированию фонда. Эти показания, как и само название мерчант ID, стали основным доказательством стороны обвинения по данным делам, оправдательных приговоров по которым за все 2,5 года, что они длятся, вынесено не было.
Ранее бывший руководитель ФБК Иван Жданов признавал, что организация была осведомлена о возможности выявления донаторов по мерчант ID, но вскоре утверждал, что определить конкретных лиц через платежную систему Stripe якобы невозможно. В августе политический директор ФБК Леонид Волков возложил ответственность за огласку на журналистов, отметив, что без публичного раскрытия схемы с мерчантом шанс отделаться штрафом был выше. Таким образом, публично донаторов ФБК никогда не предупреждал о реальной опасности и не признавал своей ответственности перед людьми, пострадавшими за донаты.
Михаил Беньяш в колонке на «Слове защите» дал практические советы донаторам ФБК, оказавшимся под угрозой уголовного преследования. Речь идёт о тех, кто не может уехать и находится под «дамокловым мечом» статьи о «финансировании экстремизма», предусматривающей до 8 лет лишения свободы.
На прошлой неделе появились новые «жертвы донатов». 28 августа Ленинский районный суд Перми избрал в отношении Елены Гусевой и Ирины Файзулиной меру пресечения в виде ареста по делу о донатах ФБК. У Елены Гусевой трое детей, в том числе несовершеннолетний. У Ирины Файзулиной — двое, младший тоже не достиг 18 лет. Супруг Ирины, Артём Файзулин, считает, что арест его жены связан с его правозащитной деятельностью. О том, как семья переживает эти события, он рассказал в интервью «Слову защите».
В тот же день Ленинский районный суд Смоленска, как обратило внимание «ОВД-Инфо», за донаты ФБК в 6 тысяч рублей приговорил уроженца города Рославль Смоленской области, 55-летнего архитектора и дизайнера Павла Бобовникова к штрафу в 500 тысяч рублей. В релизе суда отмечается, что подсудимый «полностью признал свою вину и раскаялся в содеянном», однако, как заметило «СЗ», не избежал участи быть добавленным в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга.
24 июля «Бумага» сообщила о задержании основателя сервиса доставки продуктов из гипермаркетов iGooods Григория Куниса. На следующий день Петроградский районный суд Петербурга отправил его в СИЗО. Его обвиняют в том, что он перевёл ФБК 3500 рублей. По версии следствия, перевод был сделан 5 февраля 2022 года — уже после признания фонда экстремистской организацией.
Дела жертв донатов ФБК, о которых мы писали ранее:
1. Константин Котов, г. Москва — активист и программист. В 2019 году его приговорили к 4 годам колонии по «дадинской» статье (о неоднократном нарушении правил проведения митингов), позже наказание смягчили до 1 года 6 месяцев. Котов стал вторым осужденным в России по этой статье и вышел на свободу в декабре 2020 года. С августа 2024 года находился под домашним арестом по обвинению в финансировании экстремистской деятельности (ФБК). Всего он перевел фонду 3 тысячи рублей. В январе 2025 года стало известно о его эмиграции; в России активист объявлен в розыск и заочно арестован.
2. Виктор Леваков, г. Москва — волонтер «Немцова Моста», первый обвиняемый по статье о финансировании, предоставивший журналистам материалы уголовного дела. Благодаря ему стало известно, что силовики имеют данные о всех, кто переводил средства Фонду с 5 августа 2021 года до начала войны, когда переводы за рубеж стали невозможны. В феврале 2025 года Леваков был приговорен к 3 годам 6 месяцам колонии общего режима за перевод Фонду 3,5 тысяч рублей. Апелляция оставила приговор без изменений. Во время заключения у Виктора умер отец.
3. Егор Кузнецов, г. Волжск (Марий Эл) — за полгода перевел Фонду 7 донатов по 100 рублей. В феврале 2025 года был приговорен к штрафу в 200 тысяч рублей. Свою вину признал и выразил сожаление о совершенных переводах.
4. Дмитрий Дыба, г. Краснодар — в мае 2025 года был приговорен к 1 году 6 месяцам принудительных работ, позже приговор отменили и отправили дело на новое рассмотрение. Всего перевел ФБК 1050 рублей.
5. Никита Демьянов, г. Суздаль — юрист и директор АНО «Суздальская инициатива», основатель бизнес-экосистемы «Solo». По версии следствия, семь раз переводил средства на счет, связанный с ФБК. В июле 2025 года ему назначили штраф в 500 тысяч рублей.
6. Иван Тищенко, г. Москва — известный кардиохирург. В суде рассказал, что донатил ФБК с 2015 года и просто забыл отменить автоперевод. В декабре 2024 года его приговорили к 4 годам колонии общего режима, апелляция оставила приговор без изменений.
7. Валерий Ледков, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — фольклорист и автор песен. Следствие утверждает, что первый перевод Фонду в размере 300 рублей сделал в августе 2021 года, позже перевел еще 1800 рублей. В июле 2025 года Ледкову назначили штраф в 120 тысяч рублей. В процессе судебных разбирательств следствие препятствовало работе его адвоката. Сын Ледкова, Константин, библиотекарь, признан политзаключенным: в мае 2024 года его приговорили к 5 годам 6 месяцам колонии общего режима по статьям о повторной дискредитации, пропаганде нацистской символики и публичных призывах против безопасности России.
8. Антон Гришин, г. Москва — бывший муниципальный депутат района Зюзино. Всего перевел ФБК 3,5 тысячи рублей. В феврале 2025 года ему назначили штраф 30 тысяч рублей, однако в июне апелляционный суд ужесточил наказание до 3 лет 6 месяцев лишения свободы. Экс-депутата взяли под стражу прямо в зале суда.
9. Сергей Абрамов, г. Переславль-Залесский — доктор наук, член-корреспондент РАН, специалист по суперкомпьютерам. В июле 2025 года ему назначен штраф 150 тысяч рублей за семь переводов по 1000 рублей на счет ФБК. Вину не признал.
10. Дмитрий Марсов, г. Москва — многодетный отец. В июле 2025 года приговорен к 3 годам колонии общего режима. Всего с 2021 года перевел Фонду 1500 рублей.
11. Михаил Волков, г. Екатеринбург — доктор физико-математических наук, отец руководителя ФБК Леонида Волкова. С апреля 2025 года находится под подпиской о невыезде. Во время судебного заседания защита просила закрыть процесс от журналистов, суд ходатайство не удовлетворил.
12. Ирина Файзулина, г. Пермь — гражданская активистка, жена юриста Прикамья Артема Файзулина. 28 августа Ленинский районный суд Перми под председательством судьи Марины Якутовой избрал в отношении Ирины меру пресечения в виде ареста до 15 октября по делу о донатах ФБК.
13. Елена Гусева, г. Пермь — известная спортсменка, установившая рекорд Гиннесса: вплавь преодолела Берингов пролив и добралась до Аляски. 17 февраля 2024 года её задерживали за возложение цветов в память об Алексее Навальном. Ленинский районный суд Перми 28 августа избрал в отношении Елены Гусевой меру пресечения в виде ареста. У активистки трое детей, один из которых несовершеннолетний, однако этот факт суд не учёл. На активистку, так же как и на жену пермского юриста Артёма Файзулина, заведено уголовное дело за донаты ФБК.