В Биробиджане поводом для необычного уголовного дела стал матч «Ночной хоккейной лиги» между командами предпринимателей и местного управления ФСБ. В ходе игры завязалась драка, пятерых игроков арестовали на 15 суток, а затем обвинили в хулиганстве (ст. 213 УК). Действия хоккеистов-любителей в отношении соперников из ФСБ квалифицировали как сопротивление власти.
Адвокат и хоккейный болельщик Александр Попков в колонке для «Слово защите» рассуждает о том, как это уголовное дело стало возможным и почему этот прецедент важен для всего общества.
Сразу скажу: я с детства обожаю хоккей — сам в эту игру никогда не играл, но очень люблю смотреть матчи NHL. За все время не вспомню случая, когда драка на льду, вызванная игровым моментом, выливалась бы в уголовное дело. Это — нонсенс.
Конечно, хоккей — это не бокс. Цель игры — забить шайбу в ворота, а не рукопашные схватки. Однако исторически так сложилось, что драки стали элементом игры. Более того, в 70–90-е годы некоторые болельщики специально ходили на матчи NHL, только чтобы посмотреть на сражения тафгаев. Символично, что уголовное дело в Биробиджане возбудили в отношении игроков команды именно с таким названием.
Если кто не знает, tough guy (буквально «крутой парень») — это как раз профессиональный «боец» в хоккейной команде. Человек, который играет в силовой хоккей, связанный с толчками, бросками, напором… и драками.
Когда вашего игрока задевают, оскорбляют, применяют какую-то нечестную игру, защищать его приходит тафгай. Он — фактически телохранитель для меньших по габаритам партнеров.
В Биробиджане абсолютно спортивный эпизод пытаются перевести в уголовную плоскость. Но, простите, как? Что такое хулиганство? Согласно Уголовному кодексу, это грубое «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу». То есть люди специально нарушают порядок, принятый в том месте, в котором они находятся.
Но когда мы приходим на хоккейный матч, мы понимаем, что там случаются драки. Они бывают на Чемпионате мира и в NHL, они встречаются в КХЛ и во время дворовых матчей.
Более того, я специально открыл регламент «Ночной хоккейной лиги». Там есть специальный раздел «Драки и грубость»! В самом регламенте турнира предусмотрено, что какие-то люди могут драться — это с точки зрения самой лиги допустимо.
Для зачинщиков драк предусмотрены специальные наказания: штрафные минуты, дисквалификации, денежные штрафы. Там даже описаны случаи, когда люди участвуют в драках в перерывах и после окончания матча, то есть, строго говоря, уже вне игры. О каком нарушении общественного порядка тогда может идти речь?! Как юрист и любитель хоккея, я не понимаю.
Но это еще не все. Некоторые журналисты указывают, что в действиях хоккеистов нашли квалифицирующий признак — хулиганство было сопряжено с сопротивлением представителям власти. Очень надеюсь, что медиа просто ошиблись.
Любому юристу очевидно, что никакого сопротивления представителям власти (или насилия в их отношении) быть не может. Совершенно не важно, что это игроки сборной ФСБ, МВД или Роспотребнадзора! Ясно, что они находились не при исполнении должностных обязанностей. Они в хоккей играют, а не представляют органы государственной власти или поддерживают порядок.
Конечно, в России нередко дела о сопротивлении сотрудникам полиции или насилии в отношении них возбуждают по странным основаниям. Яркий пример — знаменитое дело моего коллеги Михаила Беньяша, которого обвинили в насилии по отношению сотрудникам полиции. Хотя те ему не представились и были одеты «по гражданке». Но признать сопротивлением сотруднику ФСБ драку на хоккейной площадке — это новый уровень дна.
Даже если журналисты ошиблись (а я в этом почти уверен, ведь в опубликованных документах суда упоминания о сопротивлении представителям власти нет), это дело все равно знаковое.
Всем очевидно, что если бы сборная ФСБ избила предпринимателей из «Тафгая», то никакого уголовного дела не было.
Просто потихонечку вся российская общественная жизнь сползает в категории УПК. И вот теперь сборная ФСБ может выигрывать хоккейные матчи в уголовном суде. Мы с коллегами уже шутим, что теперь чекистов ждут в боях без правил ММА.
Более того, из судебного постановления следует, что ФСБ осуществляет оперативное сопровождение по этому уголовному делу. То есть, по сути, сами пострадали, сами и помогают доказательства добывать!
Все это лишний раз демонстрирует — любой контакт с представителем власти (не важно, МВД, ФСБ или СК) может закончиться для вас уголовным делом.
Точно так же, как недавно произошло с моей коллегой, адвокатом из Бурятии Екатериной Илюшко. Она показала на следователе, как на шее могут остаться «генетические следы» от прикосновений — и стала фигуранткой дела.
Что тут скажешь…. новое дворянство, новые опричники хотят для себя исключительных привилегий. Но холопы не всегда понимают ситуацию. Мне, бывшему следователю, трудно представить, как такие обвинения можно доказывать. Но наши суды, увы, все стерпят.