«Норма выглядит как мера наказания». Адвокат о принудительном заборе ДНК у административно арестованных

C 1 января 2025 года у арестованных по административным статьям начнут принудительно брать образцы ДНК. Ранее через эту процедуру проходили только осужденные по тяжким и особо тяжким статьям, а также те, кто совершал преступления против половой неприкосновенности.

Новые правила вступили в силу с нового года в рамках принятых Госдумой ещё в феврале 2023 года поправок в закон о сборе геномной информации. По замыслу властей, это позволит пресечь повторные преступления. Об эффективности этой меры рассуждает адвокат Виталий Буркин.

Фото: Виталий Буркин.
Фото: Виталий Буркин.

Изначально идеей забора ДНК и его хранения было облегчить раскрытие насильственных преступлений, при совершении которых обнаруживаются биологические объекты. Для этого принимался федеральный закон в изначальном виде в 2008 году — тогда он касался насильников, виновных в тяжких и особо тяжких преступлениях и т.д. 

И, конечно, наличие такой базы должно помочь в скорейшей идентификации неопознанных трупов путем проведения экспертных исследований.

Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) — макромолекула. Она обеспечивает передачу из поколения в поколение уникальной генетической программы развития живых организмов. Задачи, которые могут решать экспертизы ДНК  широки. С их помощью, можно устанавливать родственные связи и, как уже было сказано, раскрывать насильственные преступления, устанавливать личности неопознанных трупов. Достоверность заключений  стремится к 100%. Если, конечно, не случится подлогов с образцами, которые исследуют.

На мой взгляд, в нынешнем виде закон можно считать во-первых, неэффективным. А во-вторых, дискриминационным. Напомню, что сейчас сдача образцов стала обязательной  для подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам всех категорий и видов, а также для лиц, подвергшихся наказанию в виде административного ареста. Здесь я вижу долю абсурда.

Если идея в облегчении раскрытия насильственных преступлений, то для чего хранить сведения о ДНК человека, совершившего, например, экономическое преступление против государства? Или человека, совершившего административное правонарушение? 

В то же время, какой-то политической подоплеки в этом нововведении я не вижу. Не думаю, что мотивация законодателей была в том, чтобы каким-то образом облегчить преследование или ещё больше запугать именно тех, кто выходит на протесты или подвергался административным арестам за политический активизм. 

Мне представляется, что если и делать обязательным изъятие и хранение геномной информации, то это должно стать общеобязательным для всех граждан страны, а также для иностранцев, получивших право на проживание в России.

Иначе, как мне кажется, закон будет ставить часть граждан в унизительное положение. Норма выглядит как мера наказания.