Волгоградский областной суд отказал правозащитнику Валентину Богдану представлять в суде интересы Игоря Нагавкина

Волгоградский областной суд в апелляционной инстанции подтвердил отказ суда первой инстанции московскому правозащитнику Валентину Богдану участвовать в деле Игоря Нагавкина в качестве защитника. Об этом сообщает «Кавказский узел».

Игорь Нагавкин отбывает двухлетний срок в колонии-поселении Урюпинска по обвинению в дезорганизации работы СИЗО. Администрация колонии инициировала смену режима наказания с поселения на колонию общего режима. В свою очередь, Нагавкин обжалует семь взысканий, наложенных на него в колонии, и жалуется на пытки и жестокие условия содержания. С ноября 2024 года он находится в бессрочном штрафном изоляторе, где проводил голодовку в знак протеста.

16 декабря 2024 года начался судебный процесс по обжалованию взысканий, однако защитнику Валентину Богдану до сих пор не дают возможности полноценно участвовать в деле. В январе 2024 года начальник колонии ЛИУ-23 Виктор Болев отказал ему в доступе к заключённому, несмотря на предоставленные Богданом все необходимые документы — диплом о юридическом образовани, доверенность и паспорт. Документы передавались руководству учреждения лично, включая передачу под видеозапись, однако руководство упорно игнорирует право защитника. Суды же настаивают на формальных основаниях и отказывают в приобщении видеозаписи как доказательства.

Апелляционная жалоба юриста Валентина Богдана, поданная в областной суд, была рассмотрена 8 августа 2025 года, но судьи подтвердили отказ без объяснения причин. Как отметил сам Богдан в комментарии «Кавказскому узлу», суды нарушают его процессуальные права и фактически лишают обвиняемого возможности получать квалифицированную юридическую помощь, гарантированную Конституцией РФ (статья 48).

Напомним, Игорь Нагавкин — правозащитник из Калача-на-Дону (Волгоградская область), более 20 лет занимавшийся защитой заключенных и их родственников. Он привлекал внимание к пыткам и смертям в тюрьмах, боролся с распространением наркотиков, помогал жертвам полицейского произвола. В 2012 году он участвовал в создании «Комитета за гражданские права» и поддерживал проекты по защите социально уязвимых групп. Его правозащитная деятельность началась после смерти брата в тюремной больнице. Помимо правозащиты, он занимался экологическими вопросами: выступал против застройки парка и выгрузки серы в Калаче-на-Дону.