«Отряхнуть пыль с ушей»: Михаил Беньяш о дуэлях как лучшем средстве выяснения отношений в оппозиции

Лет триста назад, — холодно произнес Хунта, — за такие слова я пригласил бы вас на прогулку за город, где отряхнул бы вам пыль с ушей и проткнул насквозь.
— Ничего, ничего, — сказал Выбегалло. — Это вам не Португалия. Критики не любите.А. и Б. Стругацкие, "Понедельник начинается в субботу"

Сегодня я придумал, как правильно разрешить спор между Максимом Евгеньевичем Кацем и Михаилом Владимировичем Световым. 

Да и вообще, как правильно разрешать все вот эти дебаты, которые начинают поднадоедать своей бессмысленностью. Все равно дебатеры друг друга не переубедят, так же как не переубедят упорото-ядерную аудиторию оппонента. По сути, все эти словесные поединки – не более, чем очередная ярмарка тщеславия за наш счет, и больше нужна она самим батлерам, чем уважаемой публике. 

Скриншот из видео: Дебаты: Михаил Светов и Максим Кац. Бан Трампа, свобода слова
Скриншот из видео: Дебаты: Михаил Светов и Максим Кац. Бан Трампа, свобода слова

Короче, лично мне уже давно не интересны дебаты одних и тех же с одними же и теми же — и все об одном и том же. Какое-то толчение воды в ступе за счет нашего времени. Дуэль была бы куда интереснее!

И вы мне вновь возразите: Беньяш, да что с тобой не так, ты уже не охренел, а просто осатанел, что за бред ты несешь, ну какая дуэль в 2025 году! Кроме того, что это давно уже немодно, так еще и запрещено законом. И ты что, предлагаешь одного на кладбище, а другого в тюрьму?

– Нет, разумеется я не предлагаю такого, хотя… нет, все-таки не предлагаю. 

Но продолжим. Как бы да, дуэли запрещены, но есть нюансы. Все немного сложнее и гораздо, гораздо красивее и смешнее.

Но сначала небольшая и традиционно обесценивающая подводка.

Большинство практикующих или практиковавших юристов абсолютно всем волнующим общество событиям сначала дают юридическую квалификацию, понимание которой неизбежно влияет и на их оценку значимости события. Обществу оценки эти не нравятся, нас обвиняют в циничности, а иногда даже продажности, но ничего не поделаешь: закон – это закон.

И вот, в ходе одной дискуссии в фейсбуке я предложил коллеге-юристу дать уголовно-правовую квалификацию ударам по лицу, не повлекшим вред здоровью, хотя бы с точки зрения российского закона, в котором мы с коллегой немного разбираемся, в отличие от закона аргентинского, в котором мы не разбираемся, но который распространялся на обсуждаемое нами событие. Коллега предпочел на этот вопрос не отвечать, а мне внезапно стали интересны загадки и таинства уголовного закона Аргентины. А и действительно, что дают в Аргентине за побои?

Единого кодекса об административных правонарушениях у них нет, но административка нам и не нужна, поскольку представитель потерпевшей аргентинской стороны требовал пожизненных посадок и отьема вообще всего, а такие требования, явно выходят за регулирование закона об административных правонарушениях.

Непосредственно уголовный же кодекс Аргентины говорит, что «тюремному заключению на срок от одного месяца до одного года подлежит тот, кто причинил другому лицу или его здоровью вред, не предусмотренный иными положениями настоящего кодекса», что, в общем-то, мне представляется более чем адекватным наказанием. Дал пощечину – отсиди месяцок, остынь.

Отдельно отметим, что вред здоровью, повлекший последствия в виде утраты трудоспособности, временной или постоянной, влечет куда более суровое наказание. Но не суть. А суть в том, что, читая положения УК Аргентины по преступлениям против личности, я с легкой оторопью натыкаюсь на главу под названием: ДУЭЛЬ.

Последняя дуэль в Аргенитине 3 ноября 1968 года между журналистом Йоливаном Биглиери и адмиралом Бенигно Варела, на шпагах.
Последняя дуэль в Аргенитине 3 ноября 1968 года между журналистом Йоливаном Биглиери и адмиралом Бенигно Варела, на шпагах.

Это было так неожиданно, что я рассмеялся. В памяти тут же всплыл граф де Бюсси, битва миньонов, встречи поэтов на Черной речке, стих Филатова, а также юный Ярмольник кричащий: «Дуэль, только дуэль!» – в известном фильме Марка Захарова. Стало любопытно, я стал изучать, сопоставлять и понял, что глава четвертая уголовного кодекса Аргентины – это скорее даже не уголовный, а дуэльный кодекс.

То есть дуэль в Аргентине как бы запрещена под страхом уголовного наказания, но вот только это наказание, за причинение смерти в ходе дуэли или тяжкие телесные, на порядок более мягкое, чем за убийство: от одного до четырех лет лишения свободы, против от восьми до двадцати пяти за убийство.

А если в ходе дуэли вред здоровью причинен не будет, или это будет вред здоровью небольшой тяжести, то ответственность вообще мизерная: от одного до шести месяцев лишения свободы.

Как вы понимаете, такой подход может вызвать у довольной большой группы людей некий соблазн, поэтому аргентинский законодатель счел необходимым порядок дуэли строго регламентировать: поединок должен состояться в присутствии  двух совершеннолетних de padrinos, то есть «крестных отцов» как переводят онлайн-переводчики, или секундантов, если уже совсем адаптировать к русскому языку. Правила поединка определяют и согласовывают «крестные отцы». Крестным отцам за организацию дуэли светит до четырех лет в случае наступления смерти и штраф, если обошлись без смертоубийства. В редакции того УК, который я читал, этот штраф доходит до 15 000 аргентинских песо, то есть примерно 10 евро.

Последняя дуэль во Франции 21 апреля 1967 года между двумя политиками, Гастоном Деффером и Рене Рибьером, на шпагах.
Последняя дуэль во Франции 21 апреля 1967 года между двумя политиками, Гастоном Деффером и Рене Рибьером, на шпагах.

Дуэль без «крестных отцов» в Аргентине дуэлью не считается и расценивается как обычное убийство или вред здоровью. Таким образом, как мы видим, законодатель стимулирует мужчин, серьезно настроенных выяснить отношения, к обеспечению предстоящего суда совершеннолетними свидетелями. 

Мне кажется, что это очень мудро.

Еще круче норма в статье 101 УК Аргентины, которая прописывает, что дуэлянт, нарушивший правила определенные «крестными отцами», наказывается лишением свободы от десяти до двадцати пяти лет лишения свободы. То есть нарушение правил дуэли, повлекшее смерть, по замыслу аргентинского законодателя, даже более тяжелый проступок, нежели убийство, ибо нижняя планка за убийство на два года меньше. И, вспоминая уроки литературы, мы не можем с законодателем не согласиться. Помните руку Дантеса, которой он закрыл грудь, или слухи об использовании им кирасы? Ведь действительно, мужчины собрались серьезно и честно разобрать возникшие между ними недоразумения – а тут кираса. Как-то подло получается, и за подлость такую должно понести наказание.

«Дуэль А. С. Пушкина с Дантесом», худ. Адриан Маркович Волков, 1869г.
«Дуэль А. С. Пушкина с Дантесом», худ. Адриан Маркович Волков, 1869г.

Одновременно власти позаботились и о том, чтобы оградить потенциальных дуэлянтов от провокации на дуэль: уголовно запрещена дискредитация за то, что некто не принял вызов на дуэль или же этот вызов не направил. Прямо чувствуется, что печальный опыт Александра Сергеевича Пушкина учтен, изучен и предусмотрен.

У меня тут же разыгралось воображение. Аргентинский профессор, шлющий печатку в Лондон посредством DHL.

Или Ваня Жданов схватившийся на рапирах с Максимом Кацем, а-ля Жан Маре на берегу Ла-Плата. Или Миша Светов, твердыми шагами идущий к барьеру, стряхивая на бок непослушную прядку волос, мешающую прицелиться из пистолета Лепажа в грудь Максиму Кацу. А сколько вызовов могло прилететь Майклу Сиднею Наки или Владимиру Милову…. О, это не передать словами.

Ну, а к Леонид Михайловичу Волкову стояла бы целая очередь родственников и друзей потерпевших от схемы с мерчант ID и жаждущих сатисфакции.

Согласен, безумная идея, но вы не отвергайте сгоряча.

Дуэль Александра Гамильтона с Аароном Бёрром
Дуэль Александра Гамильтона с Аароном Бёрром

Смотрите, сколько плюсов. Всего за смешной срок в четыре года максимум, а с учетом явки, признания вины и компенсации расходов на вывоз тела, то и меньший, мы получим российскую оппозицию, резко обретшую достоинство, осознающую цену собственным словам и не сводящую аудиторию с ума потоками ненависти в твиттере.

Затем мы узнаем, кто чего действительно стоит. На словах-то все храбры, а ты попробуй ответить за них жизнью или, если повезет, свободой.

Перспектива пройти к барьеру за совершенную подлость или диффамацию резко охладит намерение делать и то и другое. 

Опять-таки. Отличный повод держать себя в хорошей физической форме. С какой стороны ни глянь, везде одни плюсы.

Один лишь минус.

На месте «крестного отца» я бы прописал в правилах дуэли, что транспортные и ритуальные расходы возлагаются на вызывающую сторону, а билеты в Аргентину так дороги, так дороги... И это единственное непреодолимое препятствие для столь замечательной идеи.

Михаил Беньяш