«Многие каналы коммуникации между российскими и западными юристами были прерваны»

В марте во Флоренции состоялась презентация книги «Адвокаты войны: Истории и свидетельства из Украины и России». Её автор — итальянский журналист и адвокат Дженнаро Гримолицци — рассказывает истории юристов по обе стороны фронта, которые продолжают выполнять свою работу несмотря на бомбежки и репрессии. 

Фото обложки книги
Фото обложки книги

«Слово защите» поговорило с Гримолицце — о том, как писалась книга, об общении с адвокатом, поддержавшим армию РФ, и о том, что итальянские юристы знают о своих российских коллегах. 

Фото: Дженнаро Гримолицци
Фото: Дженнаро Гримолицци

— Как давно вы исследуете положение юристов в России и Украине? 

Мой интерес к этой теме появился задолго до февраля 2022 года. Я сам являюсь юристом и журналистом и всегда очень интересовался работой иностранных коллег. Кроме того, я пишу статьи на юридические темы для итальянского адвокатского издания Il Dubbio с момента его основания в 2015 году. 

С началом войны мы с редактором Il Dubbio Давиде Вари, который кстати написал предисловие к моей книге, решили посвятить ряд материалов освещению условий жизни и работы юристов в Украине — стране, подвергшейся нападению. 

Вскоре после 24 февраля 2022 года я начал собирать материал с историями таких людей. Надо поблагодарить Ассоциацию юристов Украины. Она оказала мне значительную поддержку, и благодаря ей я смог связаться со многими украинскими коллегами. Первоначально мои тексты были опубликованы в Il Dubbio.

Часто в историях о войне фигурируют врачи, которые работают в зоне боевых действий и спасают человеческие жизни. Много внимания уделяется и работе военных журналистов, благодаря которым мы узнаем, что происходит на фронте. Но не менее важны истории юристов, которые выступают в защиту прав в судах в военное время. И юристов — женщин и мужчин — которые отстаивают свои права на передовой. 

Оглавление книги
Оглавление книги
Оглавление книги
Оглавление книги

— В книге описана повседневная жизнь обычных юристов или громкие истории последних лет? 

И то, и другое. Например, на первых страницах книги и в её конце, я рассказываю историю об одном молодом юристе из Киева. Спустя несколько дней после вторжения он серьёзно пострадал в своём офисе. Российская ракета упала рядом со зданием, где он работал. 

В части, посвященной российским юристам, я сосредоточился на мужественной работе защитников оппонентов действующей власти и диссидентов. Например, одна из глав посвящена адвокатам Алексея Навального — Вадиму Кобзеву, Алексею Липцеру и Игорю Сергунину, которые были арестованы в октябре 2023 года. 

Прим. ред. Адвокаты Алексея Навального были арестованы по делу об участии в экстремистском сообществе (ФБК). В октябре 2023 года Вадим Кобзев и Алексей Липцер получили премию «Верховенство права» Международной ассоциации адвокатов (UIA). Игорь Сергунин, признавший вину, остался без награды.  

Их история – один из наиболее показательных случаев реального правового отклонения: адвоката отождествляют с его доверителем, и защита приравнивается к соучастию в преступлении. 

— Вы общались со своими героями напрямую — во время поездок в Россию и Украину? 

Нет. К сожалению, когда писалась книга, я не ездил ни в Украину, ни в Россию по соображениям безопасности. Однако я смог напрямую связаться со своими собеседниками. Они проявили интерес и большую открытость, когда я представился юристом и журналистом. Многие с большой охотой делились своим опытом. 

С моими собеседниками сразу же установились очень доверительные отношения. Благодаря этому я написал длинные интервью и статьи, которые позже легли в основу книги. Спустя время я всё же смог посетить Киев, где представил свою книгу. 

— Какие ключевые изменения в жизни российских и украинских коллег случились после 24 февраля? 

Не секрет, что власти в России стали недоверчивы и строги к адвокатам так же, как к их доверителям. Задайте себе вопрос — сколько политических оппонентов власти и диссидентов были оправданы после показательно жестоких сроков, которые они получили? Никто. Это многое говорит о правовом климате, который царит в России.

  Инакомыслие не допускается настолько, что невозможно произнести слово «война». Двое юристов испытали это на собственной шкуре: адвокат Дмитрий Талантов и депутат Алексей Горинов, которые находятся в тюрьме с начала войны.     

Что касается Украины, то жизнь юристов в городах на востоке страны тоже буквально перевернулась с ног на голову. Из-за бомбежек многие юридические фирмы были разрушены, а деятельность судов парализована. Такая ситуация наблюдается и в Киеве. После более чем тысячи дней войны непрерывно звучат сигналы тревоги из-за бомбардировок. Это серьезно затрудняет работу юристов и соблюдение прав граждан. 

— Есть ли в вашей книге истории юристов, которые находятся на фронте?

Да. Их много. Они о женщинах и мужчинах. Это и юристы, отправившиеся на фронт добровольцами. Юристы, которые в первые месяцы войны работали над созданием гуманитарных коридоров, позволяющих гражданам безопасно покидать районы, захваченные российской армией. Наконец, это юристы, которые помогали гражданам, находящимся в зонах военных действий или рядом с фронтом, юридическую помощь, чтобы они могли покинуть Украину, присоединиться к родственникам, которые уже находятся за границей и т.д. Эх, сколько из этих украинских граждан впоследствии вернутся домой?  

— Приходилось ли вам когда-нибудь общаться с российскими юристами, которые поддерживают российскую армию?

В начале войны, в марте 2022 года, я связался с адвокатом, который защищал нескольких протестующих в Санкт-Петербурге. Они вышли на улицы в знак протеста против российского вторжения. Он и сам был избит полицейскими после того, как отправился в отдел полиции, чтобы узнать об условиях содержания своих доверителей. Примерно через год тот же юрист написал мне, что он отправляется на Донбасс вместе с российской армией. 

Я с удивлением узнал, что он стал убежденным сторонником действий Кремля. Необычный поворот! Я бы назвал его случай профессиональной «мутацией». Кто знает, возможно, это было продиктовано оппортунизмом… Он спрашивал меня, интересна ли мне его история. 

— Она попала в книгу? 

В книге есть только упоминания об этом юристе. Она писалась раньше, чем он пошел на войну. 

— Есть ли в книге истории российских юристов в эмиграции?

Да. Например, есть несколько историй правозащитников из команды ЦЗПЧ «Мемориал». Они были вынуждены покинуть Россию. Живут за границей. Так безопаснее в этот непростой момент.

— Как изменилась правовая ситуация в Украине за время войны? 

Конечно, юристам стало гораздо тяжелее работать. Так говорят многие коллеги из Украины, с которыми я поддерживаю контакт. Взрывы продолжаются, и осуществлять профессиональную деятельность в спокойной обстановке чрезвычайно сложно. Это отражается на правовой ситуации в стране. Не стоит забывать и о том, что в Украине действует военное положение. Оно затронуло многие сферы, в том числе и те, в которых работают юристы.

— Планируется ли перевод вашей книги на русский язык?

На данный момент это работа не ведется. Но я надеюсь, что в будущем какое-либо русскоязычное издательство захочет выпустить «Военных юристов». Это было бы очень здорово.

— Что ваши итальянские коллеги знают о положении юристов в России? 

С началом войны многие каналы коммуникации между российскими и западными юристами были прерваны. Это совсем не позитивный момент. Ведь работа юриста, в первую очередь, основана на общении с коллегами, сравнении себя с ними и обмене опытом.

Фото с презентации книги
Фото с презентации книги

Тем не менее многие мои коллеги из Италии знают о громких случаях притеснения адвокатов в России — уголовных делах против адвокатов Навального и не только. Надеюсь, моя книга поможет привлечь внимание и других коллег к тяжелой реальности украинских и российских юристов. Тем более, что в ней собраны истории, рассказанные из первых уст, разными сторонами, и не подвергшиеся какой-либо цензуре со стороны третьих лиц.  

Я надеюсь, что книга сделает громче голос российских адвокатов, особенно тех, кто занимается политическими делами. Ведь российская институциональная адвокатура, в лице ФПА, как вы знаете, редко высказывалась по поводу их тяжелого положения. 

— Каким вы видите будущую правовую ситуацию в России?

На данный момент довольно сложно представить себе благополучное с точки зрения прав человека будущее. Политические перемены требуют времени. Путин по-прежнему полностью контролирует всё, что происходит в стране. Я думаю, толчок к переменам для юристов может прийти и из-за рубежа, от их коллег, которым пришлось эмигрировать, — россиян которые сохраняют веру в ценности демократии и общего пути человечества к прогрессу. Ну и, конечно, для всего этого нужно скорее покончить с войной — чтобы наступил мир, и люди смогли забыть о необходимости противостоять империализму.

Редакция «Слово защите» благодарит адвоката Дмитрия Захватова за помощь в подготовке материала.