Форум прошёл под девизом: «Право: уроки прошлого для мира будущего». Участникам зачитали приветствие президента.
В нем Путин заявил о необходимости «настроить глобальные институты управления и механизмы обеспечения коллективной безопасности так, чтобы они отвечали требованиям времени».
Про СИЗО нового типа
Одной из центральных тем форума стала реформа пенитенциарной системы. Сессию модерировала депутат Госдумы Мария Бутина. На ней выступили министр юстиции Константин Чуйченко и президент ФПА Светлана Володина.
Чуйченко рассказал, что в России началась работа над проектами мультирежимных учреждений. Это здания, в которых будут объединены следственный изолятор и исправительная колония. По словам Чуйченко, такие учреждения дешевле в эксплуатации на 25–30 % и удобнее — как для заключенных, так и для следователей, прокуроров и адвокатов.
«Если такое учреждение строится за пределами города, это обеспечит должный уровень безопасности и изоляции», — отметил министр.
На сессии показали видеоролик: в нём рассказали, что осужденные впервые будут содержаться отдельно от рецидивистов, в камерах — современные условия, оборудованные залы для спорта, комнаты для свиданий с родственниками и адвокатами, а также помещения для работы и труда заключённых.
Детали о том, как в такие удаленные учреждения смогут добираться адвокаты и родственники, не обсуждались.
Китай и Сальвадор поделились опытом тюремной инфраструктуры
Замминистра юстиции Китая Вэйле Ху рассказал, что в 80% тюрем его страны уже внедрены цифровые технологии, а 99% площади охвачено видеонаблюдением. Это, по его словам, помогает «обеспечить права заключённых», а также «снижает уровень самоубийств». Свидания в китайских тюрьмах проходят по ВКС — для удобства и контроля.
Вице-президент Сальвадора Феликс Ульоа, в свою очередь, сообщил о планах построить тюрьму нового типа за пределами городов — так безопаснее. Он также отметил, что видеосвязь с родственниками позволяет «обеспечить право на свидание». Упомянута и высокая преступность в стране как повод для активной модернизации пенитенциарной системы.
В рамках сессии директор ФСИН Аркадий Гостев подчеркнул, что объединённые учреждения позволят «снизить затраты», «улучшить условия содержания» и «привлекать к труду» даже подозреваемых. По его словам, в России 329 исправительных учреждений, и новый проект — «огромное достижение». А модернизация станет решением проблемы нехватки кадров — особенно с внедрением систем искусственного интеллекта, которые уже тестируются в Татарстане.
Видеонаблюдение, по его словам, помогает предотвратить побеги и суициды — так он оправдал усиление контроля.
Говоря о посещении адвокатами их доверителей, он подчеркнул необходимость более рационального распределения времени посещений в течение дня, чтобы избежать скопления адвокатов в одни и те же часы. По его словам, этот вопрос уже обсуждался с президентом ФПА Светланой Володиной. Как будет решен этот извечный вопрос, не прозвучало.
Про бесплатную юридическую помощь
Обсуждалась и цифровизация бесплатной юридической помощи (БЮП). Светлана Володина подчеркнула, что адвокаты должны оставаться частью системы БЮП. Минюст предложил создать единую цифровую платформу — граждане смогут записаться к юристу или адвокату онлайн.
По словам представителей Минюста, сейчас адвокаты участвуют в системе БЮП в 62 регионах. В апреле выступая на съезде адвокатов, Светлана Володина заявила, что, к сожалению, желание адвокатов участвовать в делах по назначению растет: по сравнению с прошлым годом таких адвокатов стало на 13% больше. Она отметила, что «адвокатуре живётся непросто, если приходится включаться в эти списки, но адвокаты живут так, как живёт сейчас вся страна».
Некоторые эксперты считают, что активное участие адвокатов в БЮП свидетельствует об их обнищании, поскольку ранее дела по назначению чаще брали только начинающие адвокаты. Юристы-ученые Роман Мельниченко и Андрей Рагулин провели стрим на эту тему, в котором рассказали, какое «финансовое ярмо» на самом деле тянут российские адвокаты.
Про «боевых комаров» и угрозу с Украины
На форуме выступила зампред Госдумы Ирина Яровая. Она призвала «юристов мира» не молчать о «фактах разработки биологического оружия Пентагоном на Украине».
«Это не гипотеза, это доказанный факт», — сказала Яровая.
Про декабристов и иноагентов
На одном из мероприятий министр юстиции Чуйченко сделал историческое отступление:
«Декабристы — это первый пример иностранного вмешательства во внутренние дела России. Очень мягко поступили — расстрелять надо было больше» (при этом декабристов не расстреливали, а вешали).
Юрист Михаил Беньяш иронично отметил, что заявления российских чиновников — не отражение их собственных взглядов, а попытка угодить одному человеку — Путину. По его мнению, власть имитирует здравый смысл и историю (вроде ссылок на декабристов или Бисмарка), но делает это в рамках абсурдной и лживой картины мира, выстроенной для одного — ради лояльности и выслуживания. Настоящую правду, по словам Беньяша, могут говорить только те, кто признан «врагами» — иноагенты и оппозиция.
Замминистра Олег Свириденко заявил, что «хватит нянчиться» с теми, кого государство внесло в список, и призвал ввести уголовную ответственность уже за первое нарушение закона, безо всяких «предупреждений».
Также Минюст отчитался: в России уже открыто более 560 «спецсчетов» для контроля за деньгами иноагентов. При этом чиновник признал, что почти все в списке оказались там не по своей воле — добровольно заявился лишь один человек. Почти половина из реестра — это люди, уехавшие за границу.
Предложение Минюста поддержал глава комиссии Госдумы по расследованию иностранного вмешательства Василий Пискарев, заявив, что действующие механизмы привлечения иноагентов к ответственности не позволяют в полной мере обеспечить исполнение требований закона