В распоряжении «Слова защите» оказался текст опроса Марии Бонцлер, проведённого адвокатом Александром Чаузовым 4 июля. Бонцлер находится в СИЗО-1 Калининграда с 29 мая по обвинению в «сотрудничестве на конфиденциальной основе с иностранным государством».

Условия содержания следующие:
– унитаз без бачка, слив воды отсутствует, для смыва выдают ведро;
– пространство камеры ограничено: от фанерной перегородки санузла до стола — около 0,5 метра;
– раковина с холодной водой, в ней же приходится стирать бельё;
– душ предоставляется один раз в неделю, в остальное время — только обтирания холодным полотенцем;
– косметический уход невозможен;
– питьевая вода — из-под крана, несмотря на наличие бачка с водой;
– электронное согласование на передачу лекарств заняло около месяца;
– на кровати — тонкий матрас, в выдаче дополнительного отказано;
– несмотря на наличие холодильника, отсутствует возможность приобретать молочные продукты, необходимые в связи с вегетарианством по религиозным соображениям;
– прогулочный дворик около 5×5 метров, скамейка не защищена от дождя, уровень инсоляции — примерно 1/6 площади дворика;
– во время прогулки постоянно включено громкое радио.

Бонцлер выводят из камеры только в сопровождении охраны, при этом требуют держать руки за спиной. Это вызывает трудности, так как у неё диагностирована болезнь Меньера — хроническое заболевание внутреннего уха, сопровождающееся головокружением, особенно при движении с руками за спиной. Несмотря на медицинские документы, режим содержания не был смягчён.
Бонцлер также страдает гипертонией третьей степени с крайне высоким риском, однако необходимая медицинская помощь не предоставляется. Специалисты (в том числе кардиолог и ЛОР) отсутствуют, необходимые обследования не проводятся. Давление измеряли всего четыре раза, последний раз — после жалобы в адрес начальника учреждения. Анализы крови брались только на ВИЧ, гепатит, сифилис и реакцию Вассермана; анализ мочи не проводился, УЗИ — также.
Адвокат Илья Сидоров направил заявление в Калининградский областной суд. В нём указывается, что ненадлежащие условия содержания под стражей могут представлять собой не только негуманное обращение, но и препятствовать праву на справедливое судебное разбирательство. По его мнению, начальник медчасти учреждения К.В. Гибалов злоупотребляет должностными полномочиями и открыто заявляет, что жалобы Бонцлер могут привести к включению его в «какой-то список».
Документы: опрос Марии Бонцлер. Предоставлено адвокатом.