Екатерина Гуленкова, юрист из Санкт-Петербурга, которая накануне выступила с инициативой создания общероссийского движения юристов, рассказала в своём ютуб-канале почему она и её единомышленники против планов Минюста по введению адвокатской монополии — обязательного требования иметь адвокатский статус для представительства в судах.
Гуленкова убеждена, что сейчас ситуация перешла в критическую точку: «Это не просто попытка, которую можно остановить, процесс уже практически невозможно развернуть назад».
На ПМЭФ-2025 министр юстиции Константин Чуйченко вновь напомнил о грядущем введении адвокатской монополии: представлять интересы доверителей в судах смогут только адвокаты. Он анонсировал, что законопроект о судебном представительстве будет представлен правительству до 31 июля. До конца года планируется его внесение в Государственную Думу и скорейшее принятие.
Она перечисляет основные проблемы адвокатской монополии:
— «Во-первых, это очень дорого: чтобы вступить в адвокатское сообщество, нужно не только пройти стажировку, но и заплатить вступительный взнос, который в Москве и Петербурге составляет 200 тысяч рублей, а в республике Алтай — 800 тысяч. Просто нужно достать и выложить эти деньги».
— «Во-вторых, адвокатские палаты должны будут принять в свой состав сотни тысяч юристов без статуса, которых сейчас в разы больше, чем адвокатов. Сейчас действующих адвокатов около 75 тысяч, а юристов без статуса — в десятки раз больше. И я сомневаюсь, что палаты готовы заниматься этим два года, как обещают».
Она также обращает внимание на проблему доступности юридической помощи в регионах: «В республике Алтай, например, всего 45 адвокатов на весь регион. Если введут монополию, кто будет защищать права граждан? Как обеспечить конституционное право на юридическую помощь? А 800 тысяч рублей за вступительный взнос — не каждому по карману».
Гуленкова критикует и доводы в пользу монополии, которые звучат в официальных заявлениях: «Главный аргумент был, что адвокатская монополия поможет защитить несчастных бедных граждан, бабушек, которых обманывают недобросовестные юристы. Но нет статистики, кто именно больше обманывает — адвокаты или юристы без статуса. И даже адвокаты не всегда работают честно».
Юрист также обеспокоена заявлениями главы Минюста: «Министр юстиции прямо сказал, что адвокатская монополия нужна, чтобы делать юристов "нерукопожатными" — то есть лишать их права работать, если они злоупотребляют процессуальными правами. Это минa замедленного действия: стоит тебе выступить против государства, подать жалобу — и можешь лишиться профессии».
«Монополия — это не только дорого и сложно для юристов без статуса, но и серьёзная угроза доступу граждан к справедливой юридической помощи, особенно в регионах с дефицитом адвокатов», — поясняет Екатерина. Она отмечает, что уже более 400 юристов из разных уголков страны поддержали инициативу.
«Мы видим, что законопроект готовится к скорейшему принятию, — говорит Екатерина. — Поэтому нам важно создать сильное и массовое движение, чтобы голос профессионального сообщества был услышан. Мы выступаем за равные права всех юристов и против искусственных барьеров, которые создаёт адвокатская монополия.»
По её словам, объединение будет защищать права юристов на всех этапах обсуждения и реализации реформ. Уже принят устав организации и создан сайт, где можно подать заявку на участие в движении.
«Наша первая цель — собрать тысячу участников. Чем больше нас будет, тем сильнее позиция против монополии», — подчеркивает Екатерина и призывает коллег распространять информацию о движении.
Видео: ютуб-канал Екатерины Гуленковой.