О письме политзаключённых сообщает международное агентство Reuters, опубликовав его текст сегодня, 3 июля. Они призвали включить их освобождение и освобождение украинских гражданских заложников в условия возможного мирного соглашения между Россией и Украиной. По их словам, в российских тюрьмах и оккупированных территориях Украины удерживаются не менее 10 тысяч человек, наказанных за проявление гражданской позиции.
По данным Reuters, среди подписантов — муниципальный депутат Алексей Горинов, осуждённый по делу о «фейках» за антивоенные высказывания, социолог Борис Кагарлицкий, анархист Азат Мифтахов, поэт Артём Камардин, а также самая юная участница — 19-летняя Дарья Козырева, приговорённая к двум годам и восьми месяцам колонии за граффити и использование поэзии в антивоенном контексте.
Агентство отмечает, что заключённые считают нынешние мирные переговоры возможным последним шансом на свободу. Их письмо сопровождалось отдельным обращением лауреата Нобелевской премии мира Дмитрия Муратова, который также призвал международное сообщество обратить внимание на судьбу узников.
Reuters приводит позицию Кремля, который, в ответ на запрос журналистов, отказался раскрывать детали возможного соглашения с Украиной, отметив, что публичное обсуждение может «навредить процессу».
Публикуем текст письма полностью:
«Мы, российские политзаключенные, обращаемся ко всем международным лидерам, которым небезразличны страдания людей за их убеждения.
Нас не менее 10 000 человек – российских политзаключенных и украинских гражданских заложников. Нас всех наказывают за одно – за то, что мы занимаем гражданскую позицию.
Понятия справедливости и честности сегодня в России отсутствуют; любой, кто осмелится мыслить критически, может оказаться за решеткой.
Репрессивное законодательство, направленное на ликвидацию любого инакомыслия, последовательно ужесточается с 2012 года. С 2018 по 2022 год было принято не менее 50 репрессивных законов, а с 24 февраля 2022 года – еще свыше 60.
В России нет оправдательных приговоров по политически мотивированным делам. Жестокость наказания растет; никого не удивляют 10-, 15- и 20-летние тюремные сроки. Государственная Дума (парламент) регулярно требует вернуть смертную казнь.
Шансы на справедливое рассмотрение таких дел российскими судами и раньше были невелики, но окончательно исчезли после того, как Россия отказалась выполнять решения Европейского суда по правам человека в 2022 году.
На смену правозащитным институтам в современной России пришли органы, которые лишь имитируют правозащитную деятельность. В результате здоровье и жизнь заключенных находятся под угрозой, пытки и давление на них чаще всего не расследуются и не наказываются. Политзаключенные чаще других содержатся в более жестких условиях и лишены возможности условно-досрочного освобождения и законодательного послабления режима содержания. Распространенной стала практика возбуждения дополнительных уголовных дел по доносам других осужденных.
Но, несмотря на все это, мы не потеряли голоса, не канули в лету. Мы сохранили свою гражданскую позицию, о которой считаем важным заявить:
• Призываем обе стороны переговоров между Россией и Украиной немедленно провести обмен военнопленными и гражданскими лицами по формуле «всех на всех», включая украинских гражданских заложников.
• Мы призываем к немедленному и безоговорочному освобождению больных политзаключенных, которые умирают в российских тюрьмах.
• Мы рассчитываем на то, что политики разных стран создадут условия для освобождения всех преследуемых в России по политическим мотивам.
• Призываем СМИ разных стран не молчать и освещать деятельность российских граждан, которые продолжают рисковать своей жизнью в борьбе за свободу и демократию.
• Мы просим политиков из демократических стран поддержать борьбу россиян и принять резолюции от имени парламентов, политических объединений и партий.