Судьи уходят: в России не хватает почти 20% судей

Генеральный директор Суддепа при ВС РФ Владислав Иванов на пленарном заседании Совета судей заявил, что нехватка судей сейчас составляет почти 20%. Это значит, что каждый пятый судейский пост в стране пустует, открыта 6491 вакансия.

Иванов назвал низкий уровень оплаты труда одной из главных причин такой статистики. Также причинами, по его мнению, являются высокая ответственность, строгие квалификационные требования, предъявляемые к судьям, и высокая нагрузка.

Анкетирование, проведенное среди судей, подтвердило, что многие из них уходят в отставку именно из-за невозможности совмещать работу с личной жизнью. Ещё одной причиной является длительный процесс отбора кандидатов на должности судей, который в среднем длится 7-9 месяцев.

Фактически численность действующих судей уже практически сравнялась с числом судей в отставке.

По словам Иванова, статистика нехватки судей в арбитражных судах составила 29%, в судах общей юрисдикции 18%, мировых судей 13%. «Это очень тревожные показатели. Необходимо добиться того, чтобы судьи и государственные гражданские служащие даже при наступлении возможности ухода в отставку продолжали работать в судебной системе. Подошла пора разработать комплексную программу профессионального долголетия судей и сотрудников аппарата», — заявил Иванов.

Он обеспокоен, что Минфин не принимает во внимание обоснованные предложения о необходимости увеличения численности судей, государственных гражданских служащих и повышении их уровня зарплаты.

Председатель Совета судей РФ Виктор Момотов рассказал о разработке проекта федерального закона, который повысит уровень материального и социального обеспечения судей.

Момотов предлагает «в условиях демографического спада» (цитата) пересмотреть ограничения для работы судей в отставке и создать условия для их полноценного участия в социальной и экономической жизни страны. 

Он отметил положительные сдвиги после принятия закона о повышении госпошлин: «Мы ожидаем, что данная мера будет дисциплинировать стороны судебных споров и стимулировать их к использованию внесудебных механизмов урегулирования конфликта».