Напомним, вчера политтехнолог экс-кандидата в президенты РФ Бориса Надеждина Дмитрий Кисиев был лишен гражданства РФ по политическим причинам. Гражданство он получил как житель Крыма в 2014 году, и сейчас не сможет вернуться домой, в аннексированный регион.
Сегодня Борис Надеждин прокомментировал инцидент «Слову защите»:
«Честно говоря, я предполагал, что то ли меня, то ли Диму иноагентом признают, чтобы мы больше с выборами не связывались. Но нашли какой-то более странный, я бы сказал, экзотический способ помешать нам работать, а именно лишить Диму гражданства России. Способ, действительно, экзотический, потому что до сих пор, насколько мы понимаем, прецедентов применения этого закона 23-го года, который разрешил лишать гражданства людей, попавших в Россию в результате присоединения новых территорий, не было.
Если у вас гражданство Узбекистана и вы специально просили принять вас в российское гражданство, вас приняли — это одна история. При этом, если вас за какие-то грехи лишили гражданства, вы просто возвращаетесь в свой Узбекистан. В отличие от узбека, который просился в гражданство России, у Дмитрия и нескольких миллионов других людей особо не спрашивали — они просто получили гражданство России в порядке признания. Я, кстати, тоже получил гражданство в России в порядке признания в девяностом году.
И вот эта норма создает очень опасный прецедент. Потому что подавляющее большинство граждан России нынешних (ну, кроме тех, кто уже родился после девяностого года) получили гражданство именно в порядке признания в девяностом году. Гражданами России признавались все те, кто оказался на территории России и был гражданами СССР; собственно, гражданства РСФСР не было. Поэтому это прецедентная история, и мы будем бороться. Собрался коллектив юристов — и молодых, и старых вроде меня. Понятно, что конечной инстанцией будет Конституционный суд, потому что в Конституции черным по белому написано, что гражданин России не может быть лишен гражданства. И гражданство является единым и равным.
Если уже резюмировать причины: конечно, политическая деятельность наша с Димой. За последний год начальство наше выбило из-под меня практически все ножки стула. Меня лично лишили телевизора — я же был в телевизоре, больше не зовут. Лишили медиаресурса, забрали у меня все деньги, запустили процедуру банкротства, дальше ликвидировали партию, которая меня выдвигала недавно. А тут решили лишить начальника штаба российского гражданства.
ФСБ же конкретно не написали, в чём конкретно антигосударственная деятельность Димы состоит. Мы этого не знаем, надеюсь, узнаем когда-нибудь. Вот такая история. Пункт первый — это, конечно, политическая история; пункт второй — это значит, будем бороться, потому что мы считаем это антиконституционным. Отвлекаясь от личной судьбы Дмитрия, это касается миллионов людей».