Вчера, 5 марта, Госдума приняла поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, которые упростят процедуру возбуждения уголовных дел при выявлении новых преступлений в ходе расследования уже существующих дел. Законопроект № 782799-8 был одобрен сразу во втором и третьем чтениях.
Ранее, если следователь обнаруживал новое преступление в ходе расследования дела, которое должно было расследоваться дознавателями МВД, он обязан был передавать материалы по подследственности. Теперь следователь сможет самостоятельно расследовать такие преступления, если есть основания для соединения дел. Это ускорит процесс и позволит не тратить время на передачу материалов между органами. Исключение составят только дела, которые расследуют дознаватели пограничных органов ФСБ, а также преступления, совершённые лицами с особым правовым статусом, такими как депутаты, судьи или дипломаты. В этих случаях порядок расследования остаётся прежним.
Кроме того, теперь не потребуется согласие прокурора на передачу дела по подследственности при объединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам (например, Следственному комитету и МВД). Предполагается, что это должно ускорить расследования и сократить сроки рассмотрения дел, а также соответствовать позиции Верховного суда, который настаивает на возбуждении уголовного дела по каждому выявленному эпизоду преступной деятельности.
Поправки также ввели новую статью 153.1 в УПК. Согласно этой статье, если в ходе расследования выяснится, что совершено новое преступление, подследственное тому же органу расследования, следователь или дознаватель может возбудить новое уголовное дело без выделения материалов в отдельное производство. Такое новое дело можно сразу соединить с уже расследуемым, если есть основания для этого.
«Слово защите» спросило мнения юристов о новых поправках.
Дмитрий Захватов отметил, что изменения вряд ли значительно повлияют на эффективность расследований.
«Они просто решили подогнать законодательство под реалии правоприменения, сократив количество процессуальных решений, которые принимает следователь и прокурор в случаях, когда в ходе предварительного расследования выявляются новые преступные эпизоды. Ни на что не повлияет. Просто слегка разгрузит следователей и прокуроров, но не очень сильно», — заявил он.
Адвокат Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Руслан Кадыров поддержал мнение юриста Дмитрия Захватова о том, что принятые Госдумой поправки в УПК не принесут значительных изменений в практику предварительного расследования.
«По факту — ничего выдающегося не случилось, всё в тренде на упрощение предварительного расследования: проводить «лишнюю» процедуру по выделению материалов в отдельное производство не потребуется. Главное — наличие общих оснований к соединению уже возбуждённых уголовных дел (статья 153 УПК РФ); если они есть, то и достаточно, прочий формализм по выделению (с новым же соединением) не нужен», — пояснил Кадыров.
По его словам, для адвокатов эти изменения также не будут иметь существенного значения. «Для адвокатов это по факту ничего не меняет: цепляться к таким моментам на практике и раньше не имело особого смысла, ибо соединение уголовных дел во всех случаях выступает проявлением дискреционного усмотрения осуществляющих производство по делу должностных лиц и органов, что не лишает защиту права обжаловать действия следствия», — отметил адвокат.