Государственные адвокаты отказались защищать боевиков, захваченных во время войны с ХАМАС. Тогда представлять их интересы вызвались частные адвокаты. Но Минфин не стал оплачивать их работу. Ведомство заявило, что народ Израиля не должен платить за адвокатов для тех, кто на него напал.
Почему возникла эта ситуация, как защитники и власть предлагают её решить? Об этом в колонке для «Слово защите» рассказывает израильский адвокат и общественный деятель Мириам Крихэли.
Как в Израиле устроена защита по назначению
В определенных делах, либо при определенных законом обстоятельствах, если у обвиняемого нет своего адвоката — суд назначает ему общественного защитника от Минюста.
Как и любой адвокат, при наличии существенных оснований он вправе не принимать дело. Есть случаи, когда по правилам адвокатской этики он обязан отказаться от представительства доверителя. Например, если существуют факторы, которые могут причинить ущерб добросовестности работы — слишком высокая загруженность по другим делам, конфликт интересов, личные причины и т.п.
Общественный защитник имеет право выйти из дела. Но для этого необходимо разрешение суда и согласие окружного общественного адвоката. На общественных защитников распространяются обязанности государственных служащих, подотчетных руководству. Однако если они противоречат добросовестному представительству, то интересы клиента должны быть в приоритете.
Адвокаты отказались защищать террористов
В декабре 2023 года депутат Кнессета Симха Ротман выступил с инициативой. Он предложил лишить террористов права на финансирование защитника по назначению за счет государства. Законопроект об этом внесли на рассмотрение в парламент.
Причечание редакции. 7 октября боевики движения ХАМАС напали на Израиль, совершив массовые убийства в городах и поселениях на юге страны, а также на музыкальном фестивале возле кибуца Реим на границе с сектором Газа. По данным МИД Израиля погибло около 1,2 тысячи мирных жителей, 253 человека оказались в заложниках.
Общественные защитники Минюста выступили против законопроекта. Они считают, что вопрос юридической защиты должен быть решен комплексно в рамках определения подходящего трибунала и принципов его работы, а не в отдельных частных законодательных инициативах.
Все сходятся во мнении, что даже террористам положена защита. Не из-за них. Из-за нас. Потому что мы, как демократическое правовое государство, хотим провести честный и легитимный процесс. Без представительства обвиняемых это невозможно.
При этом общественная адвокатура заявила, что не готова взять защиту террористов на себя. Арестованных слишком много. А число вменяемых им преступлений, их размах, характер, общественные последствия и влияние на весь народ — беспрецедентны.
Некоторые адвокаты отказываются защищать террористов по личным убеждениям — из солидарности с народом страны, пережившей трагедию. Другие — из-за страха публикации их имен и возможного общественного осуждения.
Своё мнение по законопроекту высказала и крайне левая правозащитная организация «Бецелем». Она заявила, что события 7 октября — это не просто уголовные преступления. Это попытка геноцида еврейского народа, схожая с событиями Холокоста. Нападавшие сжигали дома вместе с жителями, совершали жестокие групповые изнасилования, издевались над детьми и телами убитых. Это преступления против человечности. Соответственно, рассматривать их нужно в особом порядке.
«Народ Израиля не должен оплачивать адвокатов для тех, кто на него напал»
Итак, у нас пока нет четкого понимания, как будут рассматриваться эти дела. Теперь перейдем к дискуссии по поводу оплаты работы защитников. Почему этот вопрос возник уже сейчас?
Правительство опасается, что частая перевозка арестованных террористов в суды может быть опасной для общества. Поэтому было решено, что заседания будут проходить по видеосвязи. Поскольку судья не находится рядом с обвиняемым, возрастает риск несправедливого разбирательства. Поэтому на заседания по продлению меры пресечения обвиняемым стали назначать защитника.
Когда все общественные защитники отказались представлять террористов в этих заседаниях, это широко освещалось в прессе. Судя по всему, появилось одно адвокатское бюро, готовое вступить в эти дела. Его название не афишируется. Известно, что это группа частных адвокатов. В прессе появлялись имена конкретных защитников, но они отрицали своё участие в этих делах.
Пока решается вопрос о том, как будут судить террористов, они находятся под стражей. Соответственно, эти адвокаты представляли их интересы в заседаниях по продлению меры пресечения, ведь такие заседания проходили по видеосвязи.
В итоге частные адвокаты выставили счета. Речь идет о немаленькой сумме. В настоящий момент около миллиона шекелей за все дела (~ 24 млн. рублей — прим. ред). Суды обратились в Минюст за деньгами. Но там ответили, что платить за это не будут.
Опять же, аргументируя тем, что случай экстраординарный — нельзя, чтобы террористов, напавших на страну, совершавших зверства, изнасилования, захват пленных, защищали за счет народа Израиля. Эту позицию поддержал и Минфин. Ведомство отметило, что бюджет страны и так страдает от дефицита из-за войны и призыва большой части населения на военную службу.
Как государство собирается решить проблему с оплатой?
Все сходятся во мнении, что защита необходима. Однако никто не хочет за это платить. Государству нужно найти альтернативный источник для оплаты услуг адвокатов. Что имеется в виду?
Общественники и депутаты предлагают вычесть средства, необходимые на оплату работы защитников, из средств, перечисляемых палестинской автономии. Или предложить международному сообществу или международным организациям оплатить адвокатов.
Примечание редакции. Израиль перечисляет палестинской автономии определенный процент от НДФЛ, собранных в Израиле, с жителей Иудеи и Самарии за их работу в Израиле, а также НДС и других налогов. При этом закон разрешает производить вычеты из этих сумм.
Таким же образом можно было бы оплатить уже имеющиеся счета от частных адвокатов. А ещё, чтобы сократить расходы на защиту, ряд общественников предложил внести поправки в закон о судах по видеосвязи. Чтобы освободить государство хотя бы от оплаты защитников в заседаниях о продлении меры пресечения.
Как и многие, я считаю, что отсутствие защиты делает процесс нелегитимным. Однако нельзя оплачивать услуги адвокатов за счет жертв трагедии 7 октября. На мой взгляд, самым правильным решением будет найти иностранного адвоката, как это было в случае с делом Эйхмана, и оплатить его услуги за счет международного сообщества.
Примечание редакции. Адольф Эйхман — нацистский функционер, который отвечал за преследование и депортацию европейских евреев в лагеря смерти. 15 декабря 1961 года Эйхман был осужден в Израиле и приговорен к смертной казни.
Ни один израильский адвокат не был готов защищать Эйхмана. Тогда специально внесли поправки в закон, позволив иностранному адвокату защищать в суде Израиля. Хотя услуги адвоката Эйхмана были оплачены Израилем, но этот случай был исключительным, были долгие дискуссии по этому вопросу и решение было продиктовано иными соображениями, чем в ситуации с террористами 7 октября.
Накануне в законодательной комиссии Кнессета прошло обсуждение законопроекта Ротмана. Все стороны однозначно заявили, что документ должен гарантировать защиту для террористов. Однако оплата адвокатских услуг не должна быть за счет государства Израиль.
Ко второму чтению законопроекта будут проанализированы альтернативные источники.