Штрафы без границ

Правительство поддержало законопроект, позволяющий привлекать к административной ответственности за правонарушения, совершенные за рубежом. Это коснется статей об экстремизме, «злоупотреблении свободой слова» и «дискредитации армии РФ». Проект предложил Госсовет Татарстана еще в 2023 году — теперь шансы на его принятие повышаются. Что изменится для граждан России, вынужденных покинуть страну, объясняет для «СЗ» адвокат Евгений Смирнов. 

Правительство одобрило законопроект, позволяющий преследовать за административные правонарушения, совершенные за пределами РФ. Что ж, эта новелла призвана узаконить уже сложившуюся правоприменительную практику.

И сейчас уехавших россиян привлекают к ответственности по политическим составам: за публикации и интервью, за невыполнения требований к иностранным агентам и так далее. При этом для составления протокола достаточно лишь «фиксации» нарушения, совершенного, как пишут в протоколах «в сети Интернет» 

Местом совершения правонарушения при этом обычно указывают место регистрации или жительства человека. Это происходит, даже если в деле есть письмо оперативников о том, он выехал за пределы России или его объявили в международный розыск. 

Доводы о некорректности составленного протокола в этой части далеко не всегда находят понимание в судах, хотя положительные прецеденты есть. В моей практике такое было единожды. Суд вернул протокол на том основании, что место совершения правонарушения было определено неправильно. Мы тогда представили суду документы о выезде из страны и нахождении в момент совершения деяния за пределами России. Однако это скорее исключение из правила, нежели какая-то устоявшаяся практика. 

Может возникнуть вопрос — зачем тогда эта инициатива? Данный законопроект убирает еще один довод защиты — об отсутствии события правонарушения. 

Кроме того, российские власти всегда стремятся соблюдать установленную процедуру (даже самые страшные вещи в России формально проводятся в соответствии с законом), поэтому уделяют внимание исправлению законодательных барьеров.

Можно констатировать, что шансы избежать административной ответственности за условную «дискредитацию армии РФ» снизятся еще сильнее. Хотя, повторюсь, они и так были не так уж высоки — множество протоколов против уехавших составляется и сейчас. 

Что же касается уголовной ответственности за повторные административные нарушения, то тут вообще ничего не меняется. Российский Уголовный кодекс с момента своего принятия закрепил принцип экстерриториальности. Это значит, что гражданин России может быть привлечен к уголовной ответственности за преступление, совершенное в любом месте земного шара и за его пределами.