20 октября 2024 года вступил в силу Приказ Министерства юстиции РФ № 282 «Об утверждении формы ордера, требований к его заполнению и оформлению». В статье адвоката, доктора юридических наук Андрея Рагулина «Антиадвокатский» закон в действии: чем грозит новый Приказ Министерства юстиции Российской Федерации об адвокатском ордере?» автор критически анализирует нововведения, отмечая, что они создают дополнительные трудности для адвокатов и угрожают независимости адвокатуры.
Ордер: инструмент давления на адвоката?
Ордер – это документ, подтверждающий полномочия адвоката на представление интересов доверителя. Казалось бы, простая формальность. Однако, как показывает практика, нечеткость законодательства и различные толкования правил оформления ордера превращают его в инструмент давления на адвоката.
В своей статье адвокат приводит примеры, когда адвокаты сталкивались с незаконными требованиями предъявить ордер, с дисциплинарными взысканиями за незначительные нарушения и даже с уголовным преследованием по статье 327 УК РФ за «подделку» ордеров.
«Новеллы» приказа: больше проблем, чем решений?
Министерство юстиции и Федеральная палата адвокатов (ФПА) позиционируют новый приказ как усовершенствование прежней системы, говоря о трех основных новеллах:
- Возможность заполнения ордера в электронном виде.
- Внесение в ордер регистрационного номера адвоката.
- Возможность выдачи ордера адвокатскими палатами.
Однако Рагулин заявляет, что ФПА дезинформирует адвокатов. Новый приказ не просто «конгломерат» ранее действовавших норм, как это утверждает никогда не занимавшаяся адвокатской практикой вице-президент ФПА Елена Авакян, за чьей подписью были разосланы разъяснения в адвокатские палаты регионов России. Приказ содержит существенные изменения, которые усложняют работу адвоката, в частности, путем введения фактического запрета на оформление так называемых «дежурных ордеров».
«Антиадвокатские» положения приказа
Автор выделяет ряд «антиадвокатских» положений приказа, которые создают юридические и технические сложности для адвокатов:
- Запрет на собственноручное заполнение ордера: теперь ордер должен заполняться специально уполномоченным лицом от адвокатского образования или адвокатской палаты, что лишает адвокатов оперативности и гибкости в работе.
- Обязательное указание стадии рассмотрения дела: это ограничивает свободу договора, затрудняя заключение соглашений на отдельные действия в рамках одной стадии.
- Необходимость указания полного наименования адвокатского образования: это создает технические трудности из-за ограниченного места в бланке ордера.
- Абсолютный запрет на исправления: даже оговоренные исправления теперь недопустимы, что увеличивает трудозатраты и риск ошибок.
- Неясность в вопросе выдачи ордеров адвокатскими палатами: отсутствие четких правил открывает возможности для злоупотреблений и давления на адвокатов как со стороны адвокатских палат, так и «их руками», по воле иных заинтересованных лиц.
Угроза независимости адвокатуры
Рагулин подчеркивает, что новый приказ усиливает контроль государства над адвокатурой и создает дополнительные возможности для давления на адвокатов:
«Теперь ордер, заполненный лично адвокатом или по его просьбе другим лицом (помимо назначенного лица), будет являться оформленным с нарушением, а попросту – незаконным, что может повлечь привлечение адвоката к дисциплинарной или к уголовной ответственности.
Это дает заинтересованным лицам, имеющим право инициировать проверку по факту оформления и (или) предъявления адвокатом ордера (то есть почти по каждому делу), возможность подвесить адвоката на крючок. Приказ открывает широкое окно возможностей для оказания воздействия на адвоката, что потенциально способно влиять на независимость его действий и решений.
Вызывает вопросы и порядок заполнения ордера адвокатом, осуществляющим адвокатскую практику индивидуально в адвокатском кабинете. Такому адвокату, как правило, в принципе некого уполномочить на заполнение ордеров. Значит ли это, что «адвокату-кабинетчику» для соблюдения приказа ордера будут выдаваться только адвокатскими палатами, или ему придется нанимать специальных лиц, либо на свой страх и риск возлагать функцию заполнения ордера на себя, покажет время…
Утверждение не только формы ордера, но и требований к его заполнению и оформлению государственным органом само по себе подрывает независимость профессии адвоката и адвокатуры от государства».
Мы также взяли комментарий о нововведениях у юриста Михаила Беньяша:
«Там про запрет описок и помарок. Это приведет не к «чистописанию», а к тому, что будут отказывать в доступе на основании наличия этих описок или помарок. Более того: их начнут ставить сами следователи или работники суда. И восстанови после этого процессуальный срок, если «сам дурак»? Автор приказа, видимо, никогда не заполнял ордер в суде или на пороге СИЗО».