С 5 февраля 2024 года адвокаты смогут встречаться с подзащитными в СИЗО через видеоконференц-связь (ВКС). Такой порядок утвержден новым приказом ФСИН № 17 от 17 января. По задумке ведомства, это должно упростить процесс общения с клиентами, сократить время ожидания и избавить адвокатов от длительных поездок. В адвокатском сообществе такие новшества восприняли неоднозначно.
В следственных изоляторах планируют оборудовать специальные помещения для ВКС-свиданий. Адвокаты будут находиться за пределами охраняемой зоны СИЗО, но на его территории, где исключено присутствие посторонних. Подзащитные – в режимной зоне, в следственном отделении или корпусе.
ФСИН гарантирует конфиденциальность бесед: в комнатах установят камеры, но без записи звука, а также специальные безнаборные телефоны для связи адвокатов с работниками СИЗО. Комната будет оборудована столом, стулом, часами, вешалкой, корзиной для мусора и жалюзи или шторами на окнах.
Однако среди адвокатов есть сомнения, действительно ли эти меры гарантируют адвокатскую тайну. Некоторые юристы предполагают, что видеонаблюдение само по себе может нарушать право на конфиденциальность.
Некоторые эксперты полагают, что есть и плюсы в таком нововведении. ВКС-свидания избавят адвокатов от необходимости выстаивать очереди и тратить время на дорогу. Но минусы тоже очевидны: никто не может гарантировать бесперебойную работу техники, а формат видеосвязи не всегда позволяет установить полноценный контакт между адвокатом и его доверителем.
В ФПА отметили, что приказ не решает старых проблем, а только может создать новые. Главный вопрос — насколько конфиденциальным окажется такой порядок общения в реальных условиях.
Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян считает, что видеосвидания между адвокатом и подзащитным допустимы только в двух случаях – во время пандемии или когда защитник находится в другом регионе, об этом он сообщил в беседе с «АГ». Если адвокат прибыл в СИЗО, нет причин заменять личное общение видеосвязью, так как это не только дороже и сложнее, но и создает риски для адвокатской тайны. Вместо таких нововведений, по его мнению, нужно решать проблему нехватки комнат для встреч.
Член Комиссии АП Санкт-Петербурга по защите профессиональных прав адвокатов Владислав Лапинский прокомментировал «Адвокатской газете» новые правила: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда. В приказе не предусмотрено абсолютно никаких гарантий соблюдения адвокатской тайны. А это значит, что пользоваться видеоконференцсвязью адвокатам можно только в самых крайних случаях и по поводам, не связанным с выяснением и обсуждением конкретной позиции по делу. ВКС будет целесообразна, когда адвокатское сообщество сможет проверять независимо от ФСИН, что при этой связи обеспечиваются установленные Конституцией РФ, законодательством, в том числе и Законом об адвокатуре, базовые гарантии адвокатской деятельности. До тех пор надо рекомендовать адвокатам этот вид свидания, как правило, игнорировать. Это главная проблема этого приказа», – заявил адвокат.
Юрист Дмитрий Захватов прокомментировал «Слову защите» новые правила ФСИН:
«Посещая СИЗО и колонии, любой адвокат исходит из того, что все переговоры с доверителем записываются на аудио или видео. Поэтому даже при личном общении в следственном кабинете чувствительные вопросы всегда обсуждаются вполголоса. Государство не уважает адвокатскую тайну и давно не считает её соблюдение обязательным. Вместе с тем нередко бывают случаи, когда сохранение конфиденциальности между доверителем и адвокатом не требуется.
Проблема доступа в СИЗО напрямую связана с перегруженностью пенитенциарной системы, а она, в свою очередь, с тем, что в путинской России 70–80% обвиняемых и осуждённых лишают свободы за мелкие правонарушения, на которые в современных странах никто не стал бы тратить судебно-полицейский бюджет.
Таким образом, проблема как адвокатской тайны, так и доступа в СИЗО и тюрьмы носит системный характер. Решить её одним инструментом не получится.
Посещение СИЗО и тюрем зачастую требует огромного количества времени. Поэтому, если наряду с введением системы ВКС сохранится возможность очных встреч с доверителями в следственных кабинетах, такую инициативу можно только приветствовать, поскольку она существенно разгрузит адвокатов».