«В колонии дочку оклеветала администрация: они придумали, что Лера якобы чистила зубы до шестичасового подъема, что запрещено правилами внутреннего распорядка, – сообщила «Слову защите» ее мать Светлана Зотова, которая сегодня вернулась с длительного свидания с дочерью.

– Однако донос на нее об этом написала соотрядница, которая якобы своими глазами, встав до 6 утра, увидела это нарушение. До побудки им разрешается только ходить в туалет, но запрещены гигиенические процедуры. Да никто там и не торопится, если и проснулись пораньше, идти умываться или что-то такое. В ШИЗО, куда Лера попала из-за этого оговора, ей было психологически очень тяжело. После выхода оттуда беды ее продолжились. Дочка стала обнаруживать не принадлежащие ей предметы в своих личных вещах. Сначала ей подкинули портрет Путина с надписью «Мой герой». Через несколько дней – фотографию, на которой во всех подробностях запечатлено, как русский солдат давит сапогом голову украинцу из «Азов». Вокруг – кровь, кишки… Естественно, у отбывающих наказание таких «картинок» оказаться не могло, их намеренно напечатала администрация. Далее пошли угрозы. Лере под подушку положили записку с одной фразой: «Сдохни, укрогадина!»
У Валерии есть украинские корни. Ее покойный дедушка, мой папа Александр Максимович Шавеко – украинец. Имел трудовые награды, работал автомехаником. Сам рос без отца и матери, которые оба погибли в Великую Отечественную войну…»
С марта у Валерии развились бессонница и тревожность. Во время свидания выяснилось, что она писала матери об опасениях за свою жизнь, но эти письма не дошли до адресата. Сейчас Валерия просит маму составить генеральную доверенность на случай своей внезапной смерти.
«Передать у нее это мне получилось только, когда мы уединились в комнате, а до этого администрация к ней подходила и говорила: «Не надо маме писать такие письма, и вообще не надо маме ничего рассказывать», – продолжает мать Зотовой. – Зато сама администрация много чего про дочку всем рассказывает и показывает. Недавно устроили телесеанс с просмотром выпуска новостей «Первого канала», где о Лере в сюжете среди прочих политзэков говорили как о террористке. Этот выпуск специально записали на флешку и включили отдельно, оповестив о необходимости просмотра всю колонию. Лерину подругу перевели подальше от нее в другой отряд. Дочка просит предать все это огласке: она, как и я, считает, что только публичность может помочь в ее крайне непростой ситуации. На днях Лера рухнула, стоя на плацу. Видимо, от переживаний. Позже узнали в медчасти, что у нее просто отнялись рука и нога. Ей выписали таблетки почему-то от сердца. Пока дочка приходила в себя, лежа на шконке, администрация пинала эту шконку с криками: «Давай вставай, опять нам тут концерт устроила!»
Напомним, 21-летняя Валерия Зотова из Ярославля лишена свободы с февраля 2023 года. Вследствие провокации сотрудников ФСБ, которые склоняли ее к поджогу склада гуманитарной помощи для «бойцов СВО» в селе Карабиха Ярославской области, в июне того же года 2-й Западный окружной военный суд приговорил девушку к 6 годам колонии общего режима. С декабря 2023-го она отбывает наказание в ИК-3 поселка Прибрежный Костромской области, где на Валерию с самого начала оказывают сильное давление как администрация колонии, так и другие осужденные по ее наущению. Зотовой регулярно не передают письма от родных и от тех, кто ее поддерживает, также и ее ответы им не проходят цензуру без видимых причин. Больше, чем у других, проводят обыски в ее прикроватной тумбочке, выкидывая необходимые ей лекарства. А в минувшем феврале политзаключенную впервые отправили в ШИЗО – на пять суток. До этого Лера, будучи в заключении, попадала в такую изоляцию лишь однажды: в ярославском СИЗО-1 из-за подкинутого лезвия ее отправляли на 7 суток в карцер.