Совет судей России предложил создать критерии для определения «разумного размера» оплаты услуг представителя. Эти деньги победившая сторона получает от проигравшей в качестве компенсации за судебные издержки. Предполагается, что такая мера сделает компенсации более справедливыми.
В своей колонке для «Слово защите» приморский адвокат Максим Сикач рассуждает, возможно ли установить критерии «разумной оплаты» представителя, и к чему это может привести.
Совет судей РФ предлагает ввести «средние расценки» стоимости адвокатских услуг. Сейчас размер оплаты работы адвоката определяется его соглашением с доверителем, которое тот представляет суду. Но, как правило, присуждаемые суммы оказываются ниже требований заявителя.
Почему так происходит? У суда есть право снижать размер компенсации на своё усмотрение. Судья может посчитать, что некоторые юридические услуги были излишни или представитель завысил их стоимость. В мотивировках об этом пишут довольно абстрактно. Проблема уже давно обсуждается в юридическом сообществе.
Но улучшит ли положение введение «средних расценок»? На мой взгляд, попытка установить единую «таксу» на оказание юридических услуг — это закономерное продолжение начавшейся реформы по «разгрузке» судов.
Сначала власти повысили государственные пошлины, затем позволили внесудебно взыскивать долги по ЖКХ. Теперь предлагается «разумный размер» оплаты представителя. Думаю, что такая мера отпугнёт часть людей от подачи исков. Заранее зная средние расценки, потенциальный истец трижды подумает, стоит ли вообще идти в суд, если ты железно не уверен в победе. Может быть, легче просто забыть о нарушенном праве?
Вместе с тем, полагаю, этот риск будет отпугивать часть людей от использования судебных тяжб для затягивания каких-то параллельных дел.
Ещё один вопрос: как эти «средние» расценки будут коррелировать со средними ценами по субъектам страны? В Приморском крае одни суммы, в Москве они на порядок выше, в каких-то регионах, наоборот, ниже. Всё это формируется рынком, платежеспособностью граждан. Директивная установка цен — вмешательство в рыночные отношения.
Сейчас средняя стоимость подачи иска у нас, в Приморском крае, начинается от 20 тысяч рублей. Представьте, что власти установят «разумный» прайс на уровне 30-50 тысяч только за иск. Добавим к этому стоимость остальных услуг. Получится, что проигравшей стороне придётся отдать победителю тысяч триста.
Критерии определения размера компенсации включают в себя множество факторов: престижность оконченного вуза, наличие учёной степени кандидата юридических наук, наличия статуса адвоката, минимальные тарифы адвокатской палаты субъекта и т. д. Всё это нельзя грести под одну гребёнку. Опыт в определённых делах даже с небольшим стажем может быть ценнее, чем услуги уважаемого господина с тридцатью годами юридической практики.
Федеральная палата адвокатов совместно с экспертной группой Veta ежегодно анализируют стоимость юридических услуг в различных городах. Их средние расценки не регулируют юридический рынок, но отражают тенденцию и реально сложившееся среднее арифметическое по региону. Кстати, суды охотно принимают эти исследования, и по ним выносят решение о завышении или справедливости заявленной суммы на юридические услуги.
Как в последнее время повторяют представители власти: «судиться — это про серьёзные денежные вложения». Даже в случае выигрыша необходимо понимать, что вы понесёте расходы на представителя. Широкая «вилка» усмотрения судьи позволяет оценить адекватность корреляции исковых требований и расходов на представителя. Странно отдавать 200 тысяч рублей на представителя за иск по затоплению квартиры в размере 30 000 рублей.
Так же странно, как и забрать у ответчика последнее имущество и ещё требовать с него деньги на представителя. В то же время нет ничего зазорного в том, чтобы удовлетворить в полном объёме требования компенсации, если речь идет о многомиллиардных исках, а ответчику есть чем платить.
Именно поэтому нынешняя, пусть и несовершенная ситуация, более гибкая, чем то, что получится в результате директивной установки цен.
Тем более, сегодняшняя средняя по России стоимость юридических услуг весьма приемлема благодаря демпингу и высокой конкуренции. Всё-таки профессионала нужно оценивать по заслугам. Доброе имя юриста — важный фактор при формировании цены его услуг.
В любом случае, к решению этой проблемы нужно подходить взвешенно, с учётом мнения всех участников процесса и гражданского общества.