В начале октября московское отделение Союза писателей выдвинуло адвоката Игоря Озерского на Нобелевскую премию по литературе. По сюжету его притчи «Лун Дао», девушка ищет некоего Дракона, которого ей необходимо победить. «Слово защите» отобрало несколько запоминающихся цитат из произведения и поговорило с его автором.
Озерский начал писать с самого детства. «Я не мог не писать», — признаётся он. «Это был порыв души. Вероятно, это также происходит и у музыкантов, и у художников».
Однако признание пришло к нему не сразу.
Однажды начинающий автор отправил свои работы в несколько литературных журналов. Вскоре ему пришли ответы — это стало стимулом, чтобы продолжать творить. «За последующие несколько лет я написал больше, чем за всю предыдущую жизнь», — говорит он.
«В тексте нет ни одного лишнего слова», — настаивает адвокат. Он отметил, что «Лун Дао» — самая сложная и «многослойная» из его работ. «В какой-то момент мне казалось, что разгадать все заложенные [в повесть] символы, смыслы и идеи невозможно, но затем я наткнулся на отзыв одного из критиков, который смог (смогЛА – это женщина) это сделать», — признаётся он.
По сюжету, лирическая героиня Озерского ищет некоего Дракона, которого нужно победить. Но перед этим ей предстоит сразиться с несколькими его сыновьями. В финале повести читателя ждёт «рояль в кустах» — драконом оказывается она сама. Особенно пытливые читатели, впрочем, могли об этом догадаться, ведь название новеллы «Лун Дао» так и переводится — «Путь дракона».
По словам Озерского, повесть вызвала большие споры и резонанс. «На неё отреагировало около 50 литературных критиков. Среди известных, например, писатель Роман Сенчин и главред «Литературной газеты» Максим Замшев. Я получал отзывы и от простых читателей, особенно от женской аудитории, о том, что в тяжёлые минуты повесть помогла им преодолеть трудности», — рассказал автор.
Озерский признался, что коллеги-юристы «по-разному» относятся к его творчеству. «Мне кажется, что не все готовы принять тот факт, что можно быть успешным в нескольких областях одновременно. Но большинство, конечно, реагирует очень положительно», — поделился адвокат.
Писательство помогает Озерскому переключаться от адвокатской деятельности — и наоборот. «Недавно я был в творческом отпуске. На две недели засел в уединении и писал с утра до вечера. Так вот, это очень тяжело. Поэтому разносторонняя деятельность очень помогает», — говорит он.
На вопрос о том, почему на Нобелевскую премию решили выдвинуть именно его, Озерский ответил коротко: «Лучше адресовать этот вопрос Союзу писателей». «Философская новелла» «Лун Дао» показывает процесс поиска своего внутреннего «я» и своего пути в мире, — говорится в письме организации к Нобелевскому комитету.
Помимо выдвижения Игоря Озерского на Нобелевскую премию, в российской литературной жизни за последний год произошло ещё несколько не столь значимых, но заслуживающих внимания событий. Среди них — запрет последнего романа Владимира Сорокина «Наследие» и выход новой книги Виктора Пелевина «Круть». Однако о выдвижении на Нобелевскую премию каких-либо других российских авторов неизвестно.
Напомним, Нобелевскую премию по литературе в 2024 году вручили южнокорейской писательнице Хан Ган. Награду ей вручили за «насыщенную поэтическую прозу, которая противостоит историческим травмам и обнажает хрупкость человеческой жизни».
Нобелевская премия по литературе вручается с 1901 года. Правом подавать предложения о присуждении кому-то награды обладают профессора литературы и лингвистики, прежние лауреаты премии, а также главы профессиональных писательских сообществ в разных странах.
Игорь Озерский — член Союза писателей, управляющий партнер одной из крупных юридических фирм, феминист, лауреат литературной премии «ГИПЕРТЕКСТ» (учреждена «Литературной газетой» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив) за роман «Безымянные». Среди других произведений автора рассказы «Пауки-боги», «Всадник Скаллии», «Ковчег-1», «Бридж» и др.
Союз писателей России создан в 1991 году. Организация несколько раз оказывалась в центре скандалов. В 2004 году писательница Ольга Пашина заявила, что в Союзе ей предложили купить медаль имени Чехова за восемь тысяч рублей. В 2011 журналисты канала «Россия» создали вымышленного поэта Бориса Сивко, стихи которого генерировала компьютерная программа. Московское отделение Союза приняло его в свои ряды и даже наградило премией «Золотая осень» имени Сергея Есенина.