За месяц до анонсированного 1 марта в Берлине марша демократической оппозиции «Россия против Путина» к Яшину в частном порядке обратились несколько родителей политзаключенных с просьбой призвать собравшихся участвовать в шествии выходить с портретами нынешних политических заключенных, хотя бы тех, кто включен в список «Мемориала».
«Одна из мам так напрямую ему и написала в мессенджере: «Вы такую публичную инициативу на себя взять не хотите? – поделилась со «Словом защите» другая мать политзаключенной, Светлана Зотова. – Что вам мешает? На вас рассчитывать не имеет смысла?»
Ее дочь, 21-летняя Валерия Зотова, в результате провокации силовиков лишена свободы с февраля 2023 года и отбывает 6-летний срок по обвинению «в приготовлении к теракту» за попытку поджечь здание администрации села Карабиха, где собирали гуманитарную помощь для участников войны с Украиной. В колонии на Валерию оказывают сильное давление, сейчас ее поместили в ШИЗО.
«И Яшин на это ответил (приводим его сообщение целиком и дословно – ред.): «Привет! Спасибо, конечно, за добрые слова. Хотя от оскорблений, наверное, все же стоило воздержаться – на каждой встрече с западными политиками мы поднимаем вопрос об обменах и амнистии, и обвинения в лицемерии звучат, мягко говоря, некорректно», – продолжает Светлана Зотова. – «Что же касается идеи с портретами политзеков на марше, то она очень хорошая, я обеими руками за. Предложение такое: сформируйте правозащитную колонну на марше с портретами пзк. Я думаю, правильный путь – это ваша самоорганизация с другими родственниками арестантов, публичный призыв приходить на акцию и присоединиться к вашей колонне, а также договориться о поддержке этой инициативы с правозащитными организациями (с «Мемориалом» и остальными). Готовы взяться?
С моей стороны, разумеется, тоже можете рассчитывать на всяческую поддержку. Я организую марш. На марше будут разные колонны, которые я и другие организаторы призвали сформировать. Будет абсолютно правильно и разумно, если с инициативой сформировать колонну в поддержку политзеков публично выступят правозащитники и те родственники пзк, кто находится в безопасности. Это даст хороший эмоциональный заряд и привлечет много людей. И, разумеется, вы можете <рассчитывать> на мою поддержку, но инициатива должна исходить от вас».
Так ответить – это жесть! – говорит Светлана Зотова. – Вот все его истинное отношение к политзаключенным. А ведь, когда он сам сидел, эти же мамы, в том числе и я, отправляли ему письма и открытки с теплыми и искренними словами поддержки, где бы он ни содержался. Еще одной маме на аналогичную просьбу он и вовсе написал в ответ: «А, я так понял, вы мне задание хотите дать».
Лично я возмущена, считаю это хамством и поражена, что он так к нам и нашему горю относится. И у многих о нем после того, как его обменяли, мнение, судя по тому, что о нем пишут в родительских пзк-чатах, испортилось. Остальным родителям в последним дни он вовсе не отвечает, хотя сообщения им прочитаны. Он никогда открыто не поддерживал никого из тех, кого посадили по террористическим статьям, даже вследствие подстрекательств спецслужбами, на что лично я не раз обращала его внимание, но какого-либо отклика от него не получила».
Кроме того, «Слову защите» стало известно еще об одном эпизоде общения Ильи Яшина на тему политзаключенных. Как рассказали нашему изданию в одной из групп поддержки политзеков на условиях анонимности, перед началом антивоенного митинга, состоявшегося 17 ноября 2024-го в Берлине, к Яшину подошли с вопросом не под запись: «Почему вы говорите только о тех, кого, как вас, осудили за фейки, о больных и пожилых, и ничего – о находящихся в неволе по самым разным статьям детях, подростках и совсем молодых людях?» И Яшин, по словам нашего источника, на это сказал: «А что с ними будет? Они молодые. Отсидят – и выйдут».