Медаль для министра и приветствие от президента
Одним из символических моментов съезда стало вручение министру юстиции РФ Константину Чуйченко медали имени императора Александра II, которую ему вручила президент ФПА Светлана Володина.

На Съезд пригласили адвокатов-участников войны с Украиной: Григория Топилина (Палата адвокатов Нижегородской области) и Максима Ивакина (Адвокатская палата Омской области). Среди делегатов-участников войны был также президент Адвокатской палаты Республики Башкортостан Булат Юмадилов.
Чуйченко зачитал приветственное слово Путина: «Особое значение имеет оказание бесплатной юридической помощи участникам специальной военной операции и их семьям». Министр подчеркнул, что адвокатура активно участвует в оказании правовой помощи участникам СВО и их семьям, а многие адвокаты непосредственно участвуют в войне.
«Самоочищение профессии»
Президент ФПА РФ Светлана Володина признала, что между съездами численность адвокатов впервые сократилась — на 58 человек. Число адвокатских кабинетов также уменьшилось: всё больше юристов предпочитают коллективные формы. Падение интереса к профессии объяснили экономическими причинами.
По словам Володиной, число жалоб на адвокатов сократилось. Это было подано как результат «самоочищения» профессии.
Рост взносов на фоне дефицита бюджета
Первый вице-президент ФПА Михаил Толчеев доложил о снижении поступлений в бюджет палаты. Одной из причин стала меньшая численность адвокатов и освобождение от взносов коллег с аннексированных территорий.
Тем не менее, несмотря на сокращение доходов, съезд одобрил повышение обязательных взносов до 500 рублей с мая 2025 года. Это решение принималось без открытого обсуждения последствий для регионов, где адвокаты и без того работают в сложных экономических условиях.
Особое внимание уделили проекту КИС АР — цифровой системы адвокатуры. На её развитие ушли значительные средства, включая расходы на переход на отечественное ПО. Разработки частично передала АП Москвы, что позволило сэкономить.
Изменения в КПЭА и Устав ФПА
Съезд утвердил изменения в Кодекс профессиональной этики адвоката, объяснив их необходимостью приведения документа в соответствие с обновленным законом «Об адвокатуре». Также были внесены изменения в Устав ФПА РФ.
Проект поправок в КПЭА, который ФПА до Съезда держала в секрете и не выносила на широкое обсуждение в юридическом сообществе, мы публиковали и обсуждали ранее.
Среди ключевых изменений:
– Ограничение приоритета международного права: международные нормы применимы только при отсутствии противоречий с законодательством РФ, что противоречит ст. 15 Конституции РФ;
– Смещение фокуса профессиональных обязанностей: акцент смещается с обязанностей перед доверителем на подчинённость адвокатским палатам;
– Расширение полномочий Минюста: представления Минюста становятся основанием для обязательного возбуждения дисциплинарного производства.
Выступление Генри Резника, которое до сих пор обсуждает юридическое сообщество
Напомним, что он упомянул дело адвокатов, назвав его одним из пяти дел года, имеющих ключевое значение для всей адвокатуры, и заявил, что СВО — не лучшее время для соблюдения прав человека. Также он отметил, что в заключении по делу адвокатов была выявлена коллизия между нормами законодательства об оперативно-розыскной деятельности, которые разрешают прослушку, и правилами УИК, устанавливающими запрет на запись разговоров адвокатов и подсудимых. По мнению Резника, в коллизии двух норм должен разбираться Конституционный суд (туда пойдут адвокаты, заявил он), и только когда суд определит, что встречи адвокатов с доверителями можно прослушивать, тогда ФПА сообщит, что места свиданий перестали быть сакральными. Также Резник, улыбаясь, отметил: «Мы же с вами не дети и понимаем, что слушать могли, но чтобы так открыто…»
Резник обратил внимание, что заключение было подготовлено комиссией ФПА в строгом правовом поле. «Не имеет никакого значения, кого представляли адвокаты. Корпорация вне политики», — убежден Резник.
Также были упомянуты другие резонансные дела в отношении адвокатов, например, дело новосибирского адвоката Владимира Бузюргина, которого преследуют за разглашение данных, уже прозвучавших в суде, а также случай Сергея Юрьева, оправдательный приговор которому был отменён, несмотря на авторитетное экспертное заключение от ФПА.
Представитель организации «Инициатива-2018», адвокат и доктор юридических наук Андрей Рагулин в беседе с «СЗ» отметил, что это означает, что никакой активной защиты адвокатов в России не будет предприниматься.
«Сакральное место» давно поругано, и «защитники прав адвокатов» из Федеральной палаты адвокатов направляют пострадавших адвокатов в Конституционный суд, тем самым констатируя собственное бессилие. Резник не осудил преследование — на это мы и обращаем внимание в «Инициативе 2018» — он осудил только сам факт возможности прослушивания встречи адвоката с клиентом.
Тем не менее, не имеет значения, Навальный это или кто-то другой — и в этом он прав по сути. Однако нельзя говорить, что, поскольку это был Навальный, это совсем не имеет значения. И тот факт, что он передразнил фамилию «Навальный», — некрасиво.
Слова Резника фактически означают, что никакой активной защиты адвокатов в России предпринимать не будут. Адвокаты остались без защиты Федеральной палаты. Это сигнал для правоохранительных органов: делайте с ними что хотите. В лучшем случае ФПА напишет бумагу, на которую никто не посмотрит», — считает Рагулин.
Перестановки и обновления
Состав Совета ФПА РФ обновился почти на треть. Из него вышли 12 человек, включая Елену Авакян и Евгения Семеняко. Последнему был присвоен статус почётного члена.
В новый состав вошли представители региональных палат, лояльных текущему руководству, включая Васильеву, Гаспаряна, Илькуна, Канчи, Катышевцева, Кубанова, Малиновскую, Путинцева, Рубинштейна, Сауткина и Тенишева. Были также сформированы новые составы Комиссии по этике и Ревизионной комиссии.